Раскрытие бессознательного: медитация для эмоционального оздоровления.

С точки зрения йоги, ум — это сложный инструмент осознания. Он связывает нас с внешним миром, обеспечивает огромный спектр внутреннего опыта и служит мостом к самому чистому сознанию. Понимание общего ландшафта вашего ума может помочь вам легче ориентироваться как в медитации, так и в повседневной жизни.

Йога разделяет функционирование ума на четыре компонента: манас (низший или чувственный ум), буддхи (внутренний свидетель), читта (ложе памяти) и ахамкара (самоидентификация). Первые два, манас и буддхи, были разобраны в статье «Карта медитирующего для разума» . Вот краткое резюме.

Во время медитации сознание, манас, успокаивается и фокусируется. Чувства (врата между манасом и внешним миром) отказываются от контакта с объектами чувств. Воображение расслабляется и устанавливается спокойная концентрация, приносящая обычное осознание в настоящий момент. Таким образом, во время медитации повседневная деятельность психической жизни собирается и интегрируется.

Эти преобразования в манасе дополняются изменениями в буддхи. Буддхи — это аспект ума, отождествляемый с нашим моральным чувством и нашей способностью приобретать самосознание. Когда манас успокаивается, буддхи пробуждается. Это переживается как тихое расцветание сознания. Когда буддхи пробуждается, сознание сияет более отчетливо. Тонкое расстояние создается между осознанием и содержанием ума. Таким образом, медитирующий становится тихим свидетелем своего внутреннего опыта.

Память

Читта — это способность ума сохранять опыт в памяти. Это огромный резервуар хранящихся впечатлений, привычек и желаний. В этом бессознательном хранилище семена будущего высажены нашим опытом в настоящем.

Мы можем представить читту как озеро, водоем, в который постоянно текут различные потоки опыта. Некоторые из этих потоков возникают в результате наших встреч с окружающим миром. Мы видим это, слышим это, пробуем на вкус, нюхаем и осязаем. Но Читта также записывает встречи с процессами, происходящими в самом уме. Каждый раз, когда мы вспоминаем слова к любимой песне, мы все глубже привязываем их к читте.

Информация, которую мы получаем от всех этих встреч, остается без сознания в бессознательном. Но воспоминания всплывают из этого озера, чтобы способствовать новому опыту. Таким образом, эта любимая песня может появиться в вашей голове, пока вы находитесь в душе.

Но если мы определим содержимое, хранящееся в бессознательном, слишком узко, мы неправильно поймем истинное значение читты. Разум не просто хранит факты как стерильную информацию. Опыт более сложный, чем это. Это эмоционально.

Персик, который я ем, радует меня. Груша, по какой-то причине, нет. Рубашка, которую я вижу в магазине, соблазняет меня, но ее цена вызывает тревогу. Я присоединяю эмоции к опыту, а затем помещаю комбинацию факта и эмоции в ум.

Удовольствие и боль являются источниками эмоций. Они ведут к симпатиям, антипатиям, желаниям, ненависти, страстям, отвращениям и стремлениям. Каждый из нас стремится к счастью и избегает боли. Таким образом, семена опыта, хранящиеся в читте, не помещаются туда случайно, но несут с собой, соответственно или нет, наши желания на будущее.

Рабочий разум

Во время медитации сознательная деятельность ума, в основном область манаса и буддхи, доводится до осознания и постепенно осваивается. Это главная цель медитации. Но, как мы видели, ум также хранит впечатления в бессознательном. Эти впечатления, называемые самскарами , остаются скрытыми до тех пор, пока не начнут действовать. Медитация также должна каким-то образом устранять эти скрытые впечатления. Только тогда медитация сможет выполнить свою глубокую работу по исцелению и интеграции разнородных элементов ума.

Свами Рама изобразил начало медитации незабываемым образом. Предположим, он сказал бы, что кто-то должен схватить твой большой палец. Сначала вы можете быть удивлены и делать вид, что это мало на вас повлияло. Со временем, однако, вы бы немного пошевелили пальцем, чтобы понять, можно ли легко убрать хватку человека. Если это не удастся, вы будете трясти ногой с еще большей энергией, пока не избавитесь от захвата.

Он сказал, что борьба, которую мы ведем в медитации, очень похожа. Акт сосредоточения ума подобен захвату ума за палец. Сначала разум играет, только изредка шевелясь, чтобы увидеть, серьезны ли вы. Но со временем силы разума требуют свободы для самовыражения. Ум становится все более и более взволнованным, пока он, наконец, не пинает процесс медитации и не освобождается от усилий сосредоточиться.

Как мы видели в предыдущей статье, часть решения этого вида ментальной реакции — научить манас пребывать в фокусе — процессе, который естественно развивается, когда мы усиливаем нашу концентрацию. Естественная функция Будды как внутреннего свидетеля также успокаивает умственную агитацию.

Но возбуждение ума в значительной степени является результатом сил в бессознательном состоянии — самскар, которые стремятся вверх к осознанию. Каждый медитирующий знает, как его отвлекают такие мысли. Через мгновение меня можно перенести из «сюда» в какое-то далекое «там», из однонаправленного фокуса в «я не должен был говорить, что мой друг». Отвлекающие впечатления являются частью самой природы читты. Они пользуются своей возможностью возникать во время относительной тишины медитации.

Некоторые из этих впечатлений — обязанности и текущие дела, требующие внимания; некоторые — надежды и планы на будущее; другие отражают новости, погоду и развлечения; а третьи — заброшенные фантазии. Хорошо это или плохо, но эмоции, естественным образом слитые с этими впечатлениями, приводят их к осознанию, как пузырь, ищущий поверхность водоема.

Влияние этих впечатлений на медитацию зависит от того, сколько внимания им уделяется. Некоторые мысли важны и требуют созерцания. Другие мысли движимы беспокойством или желанием и имеют мало места в медитативном процессе. По мере углубления медитации даже конструктивное мышление откладывается, чтобы расчистить путь для спокойной концентрации.

Преобразование бессознательного

Мы не можем войти в подсознание, чтобы изменить или стереть там коллекцию впечатлений. Но медитация все же влияет на бессознательное. Вопрос в том, как?

Вспомните функцию читты. Это кладезь опыта, источник скрытых впечатлений. Мы оставляем там и радостные, и неприятные переживания, и позже на нас влияют те же самые впечатления. Таким образом, ум окрашен бесчисленными переживаниями самых разных качеств и интенсивностей.

Сама медитация — это опыт, который хранится в читте. Медитативный опыт, как и все другие переживания, трансформирует цвет читты. Таким же образом другие переживания откладываются в памяти, медитация глубоко проникает в ум и оставляет его тонкое впечатление. Но медитация — это не просто новый цвет, добавленный в смесь. Медитация — это трансформация цвета. Это преобразовывает бессознательное, как улыбка преобразует мрачное лицо.

Сфокусироваться и отпустить

В медитации для преобразования читты используются два метода, каждый из которых дополняет другой. Первое — это спокойная концентрация. Второй — это культивируемая отрешенность от отвлекающих и беспокоящих мыслей. Это классические медитативные техники, приведенные в Йога-сутре Патанджали (1.12) и в Бхагавад-гите (6.35).

Во время медитации мы учимся постепенно переключать внимание на медитативный фокус. Мы концентрируемся на работе сосредоточения ума. Результат этой внутренней работы пациента глубок. Хотя может показаться, что медитация непродуктивна и даже скучна, все наоборот. С каждым моментом впечатления расслабленной концентрации откладываются в читте. Эти впечатления склоняют разум к ясности и спокойствию; они успокаивают ум и придают ему медитативное качество.

Но как насчет усилий по воспитанию отрешенности? Не привязанность в медитации требует парадоксального подхода. Сначала мы должны научиться принимать отвлекающие мысли, возникающие в нас, а не отталкивать их. Это не помогает бороться с собой. Сами мысли, возникающие в медитации — наши желания, желания, фантазии и страхи — являются частью того, кем мы являемся, по крайней мере, в настоящий момент. Таким образом, даже когда такие мысли отвлекают или болезненны, принятие их остается необходимостью. Только тогда мы сможем увидеть их такими, какие они есть, со всей их тонкостью и мотивирующей силой.

Но эти отвлекающие факторы не должны быть в центре нашего внимания. Мы можем наблюдать эти мимолетные мысли и наблюдать за их голодной природой, не подпитывая их новой энергией. Полностью принимая то, что появляется на поверхности ума, и все же видя это с отрешенностью, мы очищаем читту, уменьшаем импульс отвлекающих мыслей и усиливаем способность ума фокусироваться.

Сфокусируйся и отпусти. Это путь глубокой медитации. Он сеет семена терпения и самопринятия. Он раскрывает основные мотивы и укрепляет бескорыстные намерения. Он создает диалог между сознательными и бессознательными элементами нас самих, а в преобразовании читты он открывает путь к более длительному счастью внутри.

Рольф Совик.

Пролистать наверх