Тапасйа — третья нийама

Тапасйа зачастую понимают как аскетизм, предполагающий некоторые физические ограничения временно или постоянно, традиционно для йоги это половое воздержание, ограничение в еде, затворничество или отшельничество, в тантре же всё немного иначе.

Аскетизм зачастую практикуется монахами различных религий, а также теми, кто стремится обрести различные сиддхи – психофизические и духовные совершенства. Один из самых радикальных и наиболее эффективных способов садханы. Иногда аскетические обеты даются ради ублажения Божества или ради искупления грехов.

Тапасйа означает также самоконтроль и выносливость, терпимость, устойчивость к соблазнам, поэтому не следует переедать, наполняя себя чрезмерным количеством пищи, следует оставлять желудок немного пустым. Это держит тело в форме, а ум – живым, быстрым и бдительным, такой ум легче контролировать, такой ум является признаком Вира бхавы.
Иначе садхака не сможет поддерживать должную силу концентрации или медитации, когда тело в неуправляемом состоянии. Тот кто не в состоянии отказать себе в чём-либо, оказывается управляем этим. Но также если есть только лишь внешнее ограничение – то оно имеет двойной контроль, поскольку теперь к дискомфорту по поводу его отсутствия примешивается ненависть человека к себе и чувство вины в случае, если он не смог удержаться. Если же полностью отрицать что-либо – то оно будет полностью властвовать над человеком, ведь ему удалось отнять сектор реальности.
Это касается всех желаний: алкоголь, секс, сигареты, деньги, адреналин. Бросить пить или курить сложно не вследствие химической зависимости, а потому что бросающий зависит от сигарет куда больше курящего. Садхака никогда не победит «страсть плоти» если будет рабом отрицания. Принятие и отторжение – всего лишь метаморфозы зависимости.
Истинная тапасйа заключается не в самоограничении, не в тотальной аскезе, а в балансе. Садхака становится свободным от своих желаний тогда, когда сохраняет внутренний комфорт, вне зависимости о того, получает ли желаемое или нет. Прелесть такой свободы в неуязвимости.

Для выработки самоконтроля и применяется тапасйа и так как его сущностью является терпеливость и выносливость.
То это основа самодисциплины, без этого нельзя успешно следовать садхане. Так как в тантра-садхане взятие Эго под контроль и управление ним, есть важным этапом в духовном развитии. Самоконтроль, также должен растворить пыль и засорение вашего ума. Об этом самоконтроле Патанджали говорил так:
«Плод, обретаемый через практикование самоконтроля и выносливости (тапаса), – это то, что вся нечистота в вашем теле и органах исчезнет, и вы станете наполнены силой.» (Йога Сутра 2:43)

Тапасьйа в переводе значит «разогревание силы». Эта нийама имеет важное значение для тантрической практики. Часто Тапас путают с запретом на плотские удовольствия, которые путают с христианскими видами аскетизма и поэтому иногда называют и сравнивают с «умерщвлением плоти».

Со стороны внешнего и неподготовленного наблюдателя практика Тапасьи походит на умерщвление плоти, ведь практикующий может, например, строго соблюдать весьма длительный пост, или много времени пребывать в неудобной позе, тем самым добровольно причинять себе боль. Но это только внешнее сходство.

Отличие в том, что в аскетизме те или иные действия находятся под принципиальным запретом, а в тантрическом Тапасе соблюдение дисциплинарной практики, кроме собственно взятия под контроль Эго, нужно также для того, чтобы накопить силы неудовлетворенного желания, а потом сублимировать энергию, нужную для определённого духовного результата.

Это реализуется с помощью одного из базовых принципов Тантры. Не вытеснение негативного желания, а видоизменение его энергии с последующим применением для духовной практики. Чтобы не тратить собственную энергию на блокировку плотских желаний, их сила применяется и служит более прогрессивным целям. Тапасйа является одним из методов такой тантрической практики.
Изначально с помощью искусственных ограничений создается мощный источник желания, а потом его энергия как бы «подпитывает» нужную практику и служит своеобразным «топливом».

Тапасью можно обозначить как практику накапливания творческой силы путём самоограничения и осуществления желаний. Лучшим образом суть Тапасйи раскрывает такое выражение: «жертва, вредная для совершающего её, и ненужная, неугодная принимающему».

От характера принимаемых ограничений выделяют три вида Тапаса:

1) манасика — тапасйа для ума.
Это стабильный самоконтроль, сбережение спокойствия и уравновешенности в печали или радости, и так далее.

2) каика — тапасйа для тела.
Это, в частности Брахмачарья (её ещё называют целомудрием, хотя это не совсем корректное понимание), Ахимса (первый принцип Йама, обозначающий «ненасилие») и так далее.

3) вачика — тапасйа для речи.
Это обязанность говорить правду, не учитывая негативные последствиями для себя, выбор необидных слов и отсутствие оскорбления в адрес других людей.

Существуют такие традиционные и весьма распространённые обеты: перенесения сильной боли, сохранения внешней невозмутимости, молчания, сохранения неподвижности в течение длительного времени.

В тантра-садхане существуют также некоторые особые виды практик, которые весьма сильно отличаются от традиционных видов тапасйи и кроме всего прочего направлены на разрушение классических социальных табу индийского общества в котором вырос тантра-садхак, потому как в западных странах иные виды табу, и даже весьма сильно разнятся от человеку к человеку, то и тантрическая тапасйа также будет весьма сильно разнится, но направленная также на изменение бхавы садхака.

В качестве примеров можно привести несколько используемых практик высокого уровня , даже упоминания о которых заведомо отпугивают людей Пашу-бхавы, как известно не пригодных к тантра-садхане: самый известный это майтхуна (ритуальный секс) с женщиной во время её менструального периода, использование запрещённых психотропных веществ (алкоголь, мясо, природные галлюциногены), групповая оргия длительностью около трёх дней.
И это всё тапасйи — делать но не желать этого действия, самый сложный вид самоограничения и дисциплины.
Хотя есть и более простые например в мантра садхане это стояние на одной ноге или непрерывное повторение без сна и еды 200 тысяч мантр.

Приобретайте самоконтроль!
Только контролируя Эго можно духовно развиваться!

Пролистать наверх