Тантры обратного действия. Вступление.

Тантры обратного действия. Вступление.

Эта книга содержит отрывки из 27 текстов, относящихся к тантрической традиции. Выбор текстов несколько произвольный. В общих чертах их можно разделить на пять категорий: Шрикула, Каликула, Таракула, Натхакула и прочие разделы, состоящие из различных сборников и текстов.

По мнению А.К. Майтра, во введении к Кулачудаманитантра, слово Кула означает семью или клан, но «его технический смысл был определен Тарарахасьявриттикой как «Кулам = мати-мана-мейам». Три других слова, которые далее объясняются как означающие джива (мата), джяна (манам) и многообразная вселенная или вишва (мейам). Поэтому говорится, что суть — это Шакти. Как Шакти — это Кула, так Шива (в отличие от Шакти) называется Акула. Кулачара — одна из семи ачар, перечисленных в Куларнаватантре, одной из ведущих тантр садхаков школы, называемой Каула.

Это требует некоторой расшифровки. Мати означает измеряющий, манам — меру и мейам — измеряемый. Они представляют индивидуальную личность (джива, знающий), средства познания (джнана) и то, что известно, то есть вселенную. Тот, кто осознает единство этих трех, — Каула, в то время как весь космос — это союз Шивы и Шакти. Тексты и личные практики дают методы, с помощью которых человек может достичь этого осознания.

Однако школа Каула, связанная с поклонением левой руке (вамачара), вплоть до сегодняшнего дня имела плохую репутацию в прессе. По сути, это антиномизм, и во многих его текстах не делается различий между пригодностью женщины и мужчины для посвящения, а различие по классам не является препятствием.

Современный ученый Алексис Сандерсон говорит в своем эссе «Шиваизм и тантрические традиции»: «Культ Каула Трики … просто поклонялся его трем богиням Пара, Парапара и Апара в углах треугольника, нарисованного или визуализированного, охватывающего Кулешвару и Кулешвари в центре. Поклонение могло проводиться снаружи, на красной ткани на земле, в круге, заполненном киноварным порошком и обведенном черной рамкой, на кокосовом орехе, заменяющем человеческий череп, на сосуде, наполненном вином или другим алкоголем, или на мандале. Его также можно предлагать на открытых гениталиях дути (Женсщина-партнер в ритуальной практике), на собственном теле или во время полового акта с дути. Более поздняя традиция подчеркивает возможность поклонения божествам в пределах жизненной энергии (праны) — каждый визуализирует их удовлетворение «нектаром» своего дыхания.

Те, кто обращался к гуру Каула за инициацией, когда бы это ни происходило, вполне возможно, чувствовали потребность в свободе. Возможно, если бы не великое освобождение (махамокша), то освобождение от одуряющих классовых и кастовых структур того времени. Возможно, как предполагает Кшемендра, довольно многие подали заявку на вход в этот клуб, потому что они были просто грязными стариками, которые любили выпить, кашмирский эквивалент 10-го века полного английского завтрака с беконом, яйцами и кровяной колбасой и увлекались оккультными практиками. Мы не сомневаемся, что такие клубы существовали и тогда, и сейчас.

Стремление к свободе само по себе могло не гарантировать вступление в клан, но могло указывать гуру на то, что кандидат на посвящение имел вольнодумство. Антиномическое отношение к классовой структуре и другим элементам поклонения каула, несомненно, означало, что секреты кула должны были быть скрыты от стада, или пашу, и выражены в символике, сбивающем с толку посторонних, или репутация магии, которая означала, что суеверные будут держаться подальше от адептов.

Сандерсон утверждает, что традиция Каула была реформированием бывшего культа Йогинов. Это, по его словам, «убрало мистицизм Капаликов» и стало доступно женатым людям, а не только шиваитским аскетам. Он получил учения от браминов в Кашмире. По его словам, культ йогинь включал в себя термин Каула, основанный на различных семьях йогинь. Восемь матерей из этих семей позже были связаны с тонким телом практикующего в связи с ее или его чувством слуха, осязания, зрения, вкуса, обоняния, воли, суждения и эго.

Но Капалики, согласно Горакхнатху и Канпхате Йоги были известны уже в шестом веке христианской эры.

«Они ходили обнаженными, мазали свои тела погребальным пеплом, были вооружены трезубцем или мечом, носили полый череп вместо чаши для подаяний, были наполовину опьянены духами; их одежды (когда они их носили) были лоскутными, они спали на земле и носили четки из семян рудракши. Они приносили Чамунде человеческие жертвы, чтобы получить магические силы, и часто прибегали к уловкам, чтобы заманить жертв в ловушку … Силы, которые они приобрели, включали способность летать по воздуху. Их сообразительность обострилась благодаря употреблению вина, поеданию отвратительной пищи и объятиям Шакти и Бхайравы. Они всегда были непристойными и иногда похищали девушек.

Ссылки на доктрины Капаликов многочисленны в Гухьякали, разделе Махакаласамхиты. Но вещи снаружи могут казаться не такими, какие они есть внутри.

Какими бы разнообразными ни были эти 27 текстов, все они проходят через несколько общих нитей. Ученые, специализирующиеся на этих вещах, похоже, убеждены, что в какой-то момент учение диких мужчин и, возможно, столь же диких женщин Капаликов стало частью домашнего хозяйства. Уайт в своем «Поцелуй йогини» идет еще дальше и предполагает, что в конечном итоге эти практики, связанные с сексуальностью и смертью, превратились в очень светлый эль, который, как и современное пиво «Кобра», теперь можно купить в «безалкогольном» варианте.

Индуизм всегда хорошо справлялся с ассимиляцией, и, возможно, потоки Каула стали настолько влиятельными, что их захватили «умные» обладатели власти, особенно в Кашмире. Важность натха-гуру, таких как Матсиендранатха и Горакхнатха, для некоторых линий Каула четко установлена. Но все еще очень трудно сказать с расстояния в тысячу лет, каковы были факты, особенно в отношении культов, которые явно специализировались на двусмысленности и сопротивлении статус-кво. Например, в то время как «Матрикабхедатантра» теперь рассматривается учеными как сравнительно поздняя работа, в третьей главе можно найти оттенок оппозиции тантриков левой руки кастовым ограничениям. «Человек не становится брахманом, повторяя учение Вед. О богиня, человек становится брахманом, когда он познал Брахман (абсолют). Обычное вино называется нектаром Господа Брахмы. Вино называется сурой, так как оно придает божественность (сура), когда им наслаждаются.

Пролистать наверх