Тантра-Паньчаратна («Пять Драгоценностей Тантры»)

Шива — Всевышний Бог-Отец, Верховный Учитель Тантры и Йоги, Душа всех душ. Шива представляет Собой неизменное Чистое Сознание как таковое, Абсолют. Он — вечный свидетель всего происходящего, пассивно-созерцательное и самодостаточное мужское начало Реальности.

Шакти — Божественная Энергия и Сила, способность Шивы к Самовыражению и проявлению, Богиня-Мать всего сущего. Она — великая Сила самоиллюзии Абсолюта, Маха-майя. Она же и Махавидья, великое Знание, которое спасает. Шакти представляет Собой активное женское начало Реальности.

Дхарма — «то, что поддерживает все». Вечный Космический Закон эволюции и инволюции бытия. Принципы и законы Дхармы раскрываются в Сатья Санатане Дхарме (Истинном Вечном Законе) и отчасти в упадхармах (второстепенных учениях) — искусственно создаваемых людьми религиях (таких как ислам, буддизм, христианство и др. мировые религии), не существующих извечно. Сатья Санатана Дхарма имеет две формы — внешнюю (экзотерическую) Ведическую Традицию и внутреннюю (эзотерическую) Тантрическую Традицию. Сам Господь Шива так определяет Свою извечно существующую Дхарму в «Шива-махапуране» (76.10.30); обращаясь к Своей Божественной Супруге:

ДЖНАНА КРИЙА ЧА ЧАРИА ЙОГАШЧЕТИ СУРЕШВАРИ
ЧАТУШІІАДАХ САМАКХЙАТО МАМА ДХАРМА САНАТАНАХ
(«Знание, ритуализм, этика (образ поведения и жизни), а также йога, о Владычица богов, представляют все вместе четыре основы Моей вечной Дхармы»).

Сангха— «община», «церковь», «общество». Сангха — это общность приверженцев Тантрической Религии, организованная в соответствии с законами и принципами Дхармы. Без Сангхи полноценная тантрическая практика (садхана) невозможна. Невозможна и передача священного Знания, а также обобщение опыта многих Учителей. Сангха — это духовная семья тантристов — истинных детей Шакти и Шивы.

Гуру — духовный учитель, наставник (ачарья). Учитель в Тантре не просто «даватель» посвящений и знаний, но и духовный отец, дающий своим ученикам «второе рождение» и ведущий их по Пути (ачаре), вдохновляя учеников даром словесного убеждения и силой личного примера. Через учителя Сам Учитель учителей (Парамешвари Гуру) Шива наставляет и ведет тантристов-учеников к Полноте Самореализации.

Церемония прибегания к Тантрической Дхарме выполняется следующим образом: прибегающий в присутствии Образа Шивалингама, Общины (Сангхи) склоняется перед духовным учителем {Гуру или ачарьей), произнося вслух «Молитву прибежища Пяти Драгоценностям» («Панчаратна-шаранагати-пранаму):

ОМ ШИВАМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ («Прибегаю к Шиве за защитой!»)
ОМ ДХАРМАМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ («Прибегаю к Учению за защитой!»)
ОМ САНГХАМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ («Прибегаю к Общине за защитой!»)
ОМ ШАКТИМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ («Прибегаю к Шакги за защитой!»)
ОМ САДГУРУМ ШАРАНАМ ПРАПАДЙАМ («Прибегаю к учителю Истины за защитой!»)

После этого духовный наставник и Община, если новичок не вызывает каких-либо подозрений в своей неискренности и несерьезности, объявляют, что прибегающий принят под защиту Тантрической Дхармы и считается вошедшим в «первый круг» — в число свободных (т.е. не связанных какими-либо строгими обетами) последователей Учения.

Во «второй круг» (Шивачакру), т.е. в число посвященных членов Сангхи, новичок принимается только после таинства Линга-саятта-дикши (посвящения, вовремя которого на посвящаемого надевается нательный ишта-лингам). После этого новообращенный получает возможность совершать постепенное восхождение на Тантрическом Пути, проходя различные формы посвящений в более эзотерические стороны садханы. Все эти посвящения даются садхакам по мере их подготовленности и согласно их индивидуальным особенностям и склонностям.

С момента прохождения Линга-саятта-дикши принятие тантризма как своей избранной личной религии становится необратимым. Если из-за своего легкомысленного отношения к Тантрической Дхарме новообращенный вдруг решит «повернуть обратно», то — возможно, сам того вовсе не желая — будет только стремительно деградировать ко все более низким формам существования. Происходит это потому, что несерьезное отношение к законам и принципам Дхармы автоматически лишает псевдо-тантриста защиты со стороны божеств, Учителей (а также других дхармапал) и аваран. Лишившись подобной защиты, отступник, отпав от Тантрического Пути, становится легкой жертвой различных существ демонической природы. В Упанишадах говорится: «Человек, предавший свою человеческую природу и оставивший этот мир подобно животному, подобен глупцу, так и не сумевшему воспользоваться своим богатством».

Принятие человеком, отпавшим от Тантрического Пути, других религий не способно компенсировать ту огромную духовную утрату, которой он сам себя добровольно подверг. Все прочие религии — лишь искусственно созданные людьми упадхармы (второстепенные, вторичные, младшие учения) по отношению к извечной Сатья Санатана Тантрика Дхарме (Истинной Вечной Тантрической Религии) — душе всех религий.

Именно тяжкий грех отпадения от более возвышенного и естественного Тантрического Пути в крайности, ограниченность и заблуждения упадхарм и, тем более, в заурядный материализм и атеизм, становится причиной большинства последующих страданий отступника, а отнюдь не презрение и ненависть тех братьев, сестер и учителей, которых он столь легкомысленно предал. Отпавшего от Тантрического Пути человека можно сравнить с альпинистом, который, почти уже достигнув горной вершины, вдруг срывается неожиданно вниз только из-за того, что всего-то навсего решил «окинуть взором» все то, что ему уже пришлось пройти ранее. Цепляние за прошлые привычки и привязанности мешает утвердиться в реальном настоящем и, тем более, уверенно и успешно шагнуть в будущее.

Тантра несет всем существам благословение, счастье и благо, когда ее понимают и принимают такой, какая она есть на самом деле. Те же, кто оставляют за собой право искажать Учение Тантры в соответствии с собственными желаниями, на самом деле лишь подменяют настоящую, реальную Тантру своими собственными интерпретациями. Такая «Тантра» не приносит ничего, кроме вреда и горького разочарования впоследствии.

Следует с предельной серьезностью относиться к словам Учителей: «Дхарма охраняет тех, кто хранит ее, и разрушает тех, кто разрушает ее».

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДХАРМЕ

  1. Дхармачара — следование Дхарме в своей собственной жизни

2. Дхармачакра — регулярное общение с другими приверженцами Дхармы

3. Дхарма самбхашана — проповедь принципов Дхармы другим

4. Дхарма свагриха — превращение своего дома (семьи) в оплот Дхармы

5. Дхарма свадхъяя постоянное посильное изучение основных законов и принципов Дхармы

6. Дхарма Севана — служение Дхарме всеми доступными средствами, в т.ч. и защита ее от агрессивных посягателей

7. Дхарма бхавана — самому всегда «быть Дхармой» (т.е. жить, олицетворяя возвышенные идеалы Дхармы) и достичь Полноты Самореализации.

Всевышний Бог Шива Сам говорит о Своей Дхарме следующее: «Тот, кто зная Мою Дхарму, ищет другую, подобен тому, кто имея в своем доме нектар, тем не менее жаждет страстно яда. Нет другого пути к Освобождению и счастью в этой жизни помимо того, что указан Тантрами. Из Моих уст поэтому изошли Тантры с их священным Знанием и практиками для сиддхов (достигших совершенства в садхане) и для садхаков (обычных практикующих)» Маханирвана-тантра, 2.19-21

Автор: Шрипада Садашивачарья

Пролистать наверх