Шат-стхала (Шесть ступеней духовного роста души)

1-ая ступень: приобщающая к Тантрическому Пути

На этой стадии джива обретает веру в Учение, начинает следовать Пяти Драгоценным Принципам тантризма и получает первичное приобщение к Тантрическому Пути.

2-ая ступень: очищающая

Индивидуум получает первичное посвящение в тантрический культ Шакги и Шивы и проходит через различные испытания, цель которых — выявить степень серьезности намерений новопосвященного, а также истинные мотивы его приобщения к тантризму. Новичку приходится активно участвовать в карма- йоге (бескорыстном труде) и реально связать свою жизнь с Общиной. На этой стадии новообращенный учится практике послушания, не-эгоцентризма, целиком доверяясь духовному наставнику, Дхарме и Сангхе.

3-я ступень: приближающая к Богу

Джива с интенсивной верой, любовью и преданностью, всецело сдается на милость Божественной Шакти, отказываясь от эгоистичных мотиваций в следовании Пути. На этой стадии душа реально начинает ощущать любовь Бога, обретает внутренний покой и освобождается от гнетущей зависимости от своих же собственных склонностей и желаний. Изживается постепенно пашу-бхава («скотская природа») и в дживе проявляются отчетливо признаки вира-бхавы («героической природы»). На этой стадии обращение в тантризм становится необратимым и джива прочно утверждается на Пути.

4-ая ступень: наполняющая опытом

Происходит посвящение в эзотерические формы садханы, предназначенные для тантриков с выраженной вира-бхавой. Постепенно обретается опыт: «Все есть проявление Шакти Шивы. Я сам наполнен энергией Божественного Присутствия. Я — живой Лингам (Образ) Шивы». Совершенно меняется видение мира, который начинает переживаться как проявление силы собственного сознания. Садхака осознает божественность своей природы и полностью освобождается от остаточных проявлений пашу-бхавы (низменной, инстинктивной природы).

5-ая ступень: исполняющая все желания

Обретаются многочисленные сиддхи (сверхспособности), позволяющие реализовать практически все желания дживы. Желания исчерпываются и остается одно-единственное желание: полностью соединиться с Богом. На этой стадии вира- бхава, достигнув своей вершины, постепенно переходит в дивья-бхаву {«божественную природу»). Садхака становится сиддхой (обладателем сиддхи, тантрическим святым). Появляется переживание неотделимости себя от Божества, но с сохранением некоторых индивидуальных черт и качеств.

6-ая ступень: объединяющая дживу с Богом

Джйва и Шива сливаются в неразличимом Единстве. Реализуется состояние Полноты. Это стадия полной Самореализации и мукти-нирваны (Освобождения). Окончательно исчерпываются все индивидуальные кармы дживы, разрушаются все оковы и путы (пашани), превращавшие дживу в пашу (связанное существо). Окончательно прекращаются все тенденции индивидуального сознания к «выкрадыванию себя» из Божества и становятся невозможными перерождения в различных формах. Конечная цель Тантрического Пути: восстановление и утверждение Сознания в его естественном состоянии Полноты Знания, Силы и ничем не ограниченной Свободы.

Определить точно, на какой ступени своего духовного развития находится та или иная джива может только духовный учитель Тантрической Традиции, обладающий соответствующим «ключом» к замку индивидуальной души (т.е. особым: тайным знанием и методом подобного «тестирования»). Как правило, каждый тантрический дикша-гуру (учитель, обладающий правом посвящения учеников) обладает этим «ключом». Это позволяет учителю подбирать те формы посвящения и передачи священного Знания и соответствующих практик, которые наиболее подходят тому или иному ученику именно с учетом конкретной стадии его духовного роста.

«Шесть ступеней» – это индикатор духовного развития дживы. Эти ступени характеризуют внутренние особенности сознания дживы, степень се духовной зрелости.

Автор: Шрипада Садашивачарья

Прокрутить наверх