Понятие тела в йоге и тантре

У каждого человека есть три тела: плотное, тонкое и причинное тело.
Плотное тело – стхула шарира, состоит из физической плотной материи (энергии).
Тонкое тело – сукшма шарира, состоит из тонкой (астральной) материи (энергии).
Причинное тело – карана шарира, состоит из сверхтончайшей материи (энергии) наслаждения.

Также тела называют “оболочки духа”, “ножны” или коша. Например, в Упанишадах, описаны пять концентрических кош или тел:

Аннамайя коша – физическое тело, состоящее из пищи. Самая плотная оболочка, также называемая стхула шарира – грубое тело.

Пранамайя коша – это тело праны.
Маномайя коша – представляет собой сосуд ума, который получает чувственные впечатления. Он содержит высший ум (буддхи) и низший ум (манас)
Виджнянамайя коша – представляет собой тело интеллекта – “тело” мудрости. Это – источник буддхи;

Анандамайя коша – пятая из оболочек, является “телом” ананды и часто называется Эго. Анандамайя коша, собственно и составляет причинное тело – карана шарира.

Пранамайя, маномайя и виджнянамайя коши составляют так называемое тонкое тело – сукшма шарира.
В тонком теле происходит проявление того, что находится в причинном теле, именно в тонком теле находятся все чакры и нади.А в грубом физическом теле человек обретает восприятие реальности, переживания и осознание.

Также у человека есть то, что называется нашим “Я”, которое вне пространства и времени. “Я” проявляет в этом мире своё сознание и энергию, в первую очередь, в причинном теле, в тончайшем и ближайшем к “Я” теле.
Причинное или тело наслаждения окружено более грубой материей, тонким или астральным телом. Тонкое тело находится в ещё более грубой материи, в физическом теле. Во многих школах тонкое или астральное тело разделяют на несколько тел, о чём упоминается в Упанишадах. Тантрами рекомендуется воспринимать своё тонкое тело как светящийся лингам, сначала как начинающийся в Адхаре и завершающийся Анахате, но впоследствии становящимся огненным, без начала и конца, с постоянным течением энергии вверх.

Эти три группы тел держатся вместе благодаря пране, которая объединяет все три тела и создаёт канал, связывающий тончайшее тело с “Я”, пропитывает их и распространяется за пределы тел.
Хотя все три тела находятся в разных измерениях, прана двигается по телу и производит изменения, как в физическом теле, так в тонком и в причинном телах. Поэтому пранаяма считается одним из более сильных и опасных йогических действий. Активно взаимодействуя с праной, человек воздействует на все три тела, потому что прана везде и на всех уровнях – как снаружи, так и внутри. Иногда прану окружающую тела как облако, считают отдельным телом и называют его пранамайя коша.

Все тела получают психические переживания. Получая настоящее духовное переживание, человек переживает его во всех трёх телах. Если идёт речь об осознании, то, что человек видит и чувствует, становится Истиной во всех трёх телах. Это не касается незначительных переживаний. Если это не важное переживание, а просто обыденное земное событие, тогда переживание получает только физическое или тонкое тело. Но если это что-то серьёзное, важное и значительное, переживание отразится во всех трёх телах.

Над этими телами, выше этих тел находится “Я”, обладающее всеми Божественными качествами — Господин сознания и господин человеческой энергии.
В зависимости от того с чем “Я” отождествляет себя, то попадает под соответствующие законы и действия того тела, с которым себя связывает, и страдает либо наслаждается предметами и действиями на уровне воспринимаемого тела.
Когда “Я” перестаёт воспринимать себя как тела, то оно проявляется как высшее “Я” – Атман.

В причинном теле наслаждение выше, чем в предыдущих уровнях, но это наслаждение воспринимается, как страдание с высшего уровня “Я”. С этого уровня всё воспринимается как Сознание и Энергия, все три тела воспринимаются как Энергия, наполненная Божественным Сознанием, которое неотделимо от “Я”.
Поэтому все в этой Вселенной – есть лишь сознание и энергия.
Для духовного развития, джива (душа), являясь сознательной, божественной частью Бога, должна находится в физическом теле. Как в храме находится алтарь, также и физическое тело является храмом, а внутри храма есть алтарь — джива. Тело — внешняя защита человека и одновременно его инструмент для физического проявления. Без физического тела духовное развитие невозможно, но и развивая только физическое, нельзя повлиять на тонкое.

Все три тела сформировались под воздействием кармы – последствий различных поступков. Сама Карма – это отпечаток на всех трёх телах. А также, субстанция трёх тел является кармой. То есть всё, что не является “Я” – есть карма.
Карма проявляется в трёх относительных качествах: положительная карма, отрицательная карма и неопределенная, нейтральная карма. При действии положительной кармы, человек наслаждается тем или иным образом. При действии отрицательной кармы, человек страдает тем или иным образом. При действии нейтральной кармы, человек находится в нейтральном состоянии, и не может определить страдает он или наслаждается.

Человек, взаимодействуя с окружающим миром, получает отпечатки на всех трёх телах. Эти отпечатки являются так же носителями кармы. Причина порождает следствие, следствие ведёт к возникновению будущих причин. Этот процесс начался с незапамятных времён, и может продолжаться вечно, пока человек не захочет прервать его начав духовно развиваться.
Карма не передаётся и не принимается. Карма – это то, что принадлежит лично каждому и никому другому. Также есть действия которые создают иллюзию того, что она может приниматься и передаваться. Но это всего лишь иллюзия. Только тот кто породил причину, тот только и будет пожинать последствия и никто иной.
Отождествляя своё “Я” со своими телами (эго) и с отпечатками на этих телах, человек отождествляет себя (свое “Я”) со своей кармой, и может вечно страдать или наслаждаться в круговороте причин и следствий сансары. Делая хорошие поступки, испытывает счастье и наслаждение, а совершая плохие поступки, страдать и мучаться.

Следует помнить, что “Я” всегда свободно от закона кармы, оно вне его. Если садхака в состоянии разотождествить себя, со своими телами, то сможет понять, что “Я” не опирается на эти три тела, а само является опорой для них, в тот же момент и может наступить просветление или как минимум переход из Пашу в Вира бхаву и как следствие возникает проявление Джняна сиддхи.

От того на каком уровне со Вселенной взаимодействует человек, такого уровня получает отпечаток: на грубом – грубый, на тонком – тонкий, на причинном – тончайший. Если есть взаимодействие одновременно на нескольких уровнях, возникает отпечаток на этих уровнях.
Общаясь с людьми пашу бхавы, развитие и отношения которых в основном сконцентрированы на грубом теле, человек получает отпечаток на грубом и тонком уровне и, в основном, деградирует.
Общаясь и взаимодействуя с теми кто стремится выйти за рамки грубых тел, с людьми обладающими выраженными чертами Вира бхавы, человек снимает отпечатки на тонком или тончайшем уровне и совместно с такими людьми успешно развивается.
Почитая и служа человеку с явно выраженными признаками Дивья бхавы снимаются отпечатки со всех тел и развитие происходит весьма быстро.
Поэтому в Тантрах говорится, что Гуру может уничтожить часть кармы и научить как сжечь остальную часть и не дать семенам кармы больше прорасти.

Прокрутить наверх