Абхишека

Священное омовение — так как оно уничтожает эгоизм (ахамбхава) и страх (бхити) посредством возлияния воды (сечана), и вызывает трепет (кампа) Блаженства, оно названо абхишекой.

В Тантра садхане активно используется Блаженство и Наслаждение — от соединения сознания и энергии, поэтому наслаждение от секса содержит в себе все спектры. Но обычный человек не чувствует и не воспринимает такого широкого сексуального и чувственного спектра, в первую очередь из-за загрязненности тела: «…пока элементы и каналы грязны, ты, как слепой, не видящий солнца…»
Поэтому особенно важную роль в садхане занимает абхишека, это так же как и жертвоприношение, имеет характер символического действия, но и само понятие зачастую широко используется в качестве метафоры.
Грубое тело очищается грубыми элементами — водой, пеплом, воздухом и прочим.
Тонкое тело очищается энергией пранаямы, биджа мантрами, ньясой и прочим.

Вода обладает способностью очищать физическое тело, а в древневедической традиции считалось, что она даже может отгонять дурные силы и умерщвлять демонов (Ригведа, VII, 47, 49; X, 9, 30). Совершенно естественно, что она использовалась индийцами как средство удаления загрязнений, негативного влияния на духов и на высшей ступени — греха.
Омовение это полное смывание нечистоты физической, моральной и духовной. Споласкивание рта (ачаманья) или ног (падья) частичное омовение это символическое купание.

Ритуальное очищение является общей чертой всех санскар и сопровождает индийца всю жизнь — от зачатия до смерти, и даже после неё. Отец должен был омыться после обряда, сопровождающего зачатие (гарбхадхана), при церемонии в связи с рождением ребёнка (джатакарма). Омовение было одним из начальных этапов, предшествовавших первой стрижке (чудакарана) и упанаяне (Апастамба, I, 17). Во время церемонии стрижки окропляли голову мальчика. Снатаку окропляли водой ради славы, благополучия, учености и священного блеска. Голову невесты окропляли ради здоровья, мира и счастья. В конце периода ученичества юноша совершал важное омовение (Параскара, II, 6; Гобхила, III, 4, 11). Жених и невеста омывались перед брачными церемониями (Гобхила, II, 1, 10—17). Мертвое тело омывали перед кремацией.

Шастры предписывают совершение ачаманья (полоскание рта) несколько раз в день, так же как и ритуальное питье при каждой санскаре. Окропление водой также является общей чертой многих санскар. Перед началом санскары все предметы очищают окроплением.
Дхаути (физическое омовение грубого тела) подразделяется на ежедневное, совершаемое по особому поводу (например, после рождения сына, после участия в похоронах, дурного сновидения и тому подобное), а также такое, которое преследует цель исполнения какого-либо желания, также как и перед Кула и Йони пуджей. Например перед Кула или Йони пуджей используется Снана — омовение тела, водой, пропитанной ароматом сандала, опиума, мускуса, или другими эфирными маслами.

В целом омовение предписано четырех видов:
1) антардхаути — очищение воздухом, водой и пранаямой;
2) даитадхаути — очищении зубов и языка, ушей и лобных пазух (капала-рандра);
3) хриддхаути — очищение сердца;
4) муладхаути — очищение промежности.

«Те глупцы, что выполняют ньясу, джапу, хому и поклонение Божеству без омовения тела, не обретут никаких плодов, и все их усилия будут напрасны.» Куларнава Тантра

В тантра садхане предписываются разные виды омовения для разных бхав, для пашу дважды в день — утром и во второй половине дня, для вира и дивья бхавы один или три раза соответственно. Кроме того, важно различать омовение с водой и без воды — антардхаути (внутреннее) и внешнее. Как известно Тантры всегда отдают предпочтение внутреннему, а не внешнему, также и с омовением. Следует совершать внутреннее омовение, без которого внешнее омовение обычное плескание водой.

Зачастую в Тантрах может идти речь об употреблении слова «омовение» в переносном смысле, например, омовение бхасмой (пеплом) или солнечными или лунными лучами, но и об особой магической процедуре внутреннего омовения.

Антардхаути (внутреннее омовение) для Вира бхавы совершается с предварительно очищенными водой ноздрями, и происходит так:
«Делая выдох через правую ноздрю (пингалу), нужно мысленно повторять пранаву (мантру Ом) двенадцать раз; это названо речакой (выдохом).

Делая вдох через левую ноздрю (иду), нужно повторять Тару (мантру Ом) шестнадцать раз; это названо пуракой (вдохом).

Затем нужно задержать воздух внутри и повторять Тару (Ом) двенадцать раз, это названо кумбхакой (задержкой дыхания). После этого нужно иссушить тело с биджа-мантрой ЙАМ. Это названо иссушением всех загрязнений тела.

Затем нужно снова сделать выдох, вдох и задержку и сжечь тело с биджа-мантрой РАМ. Это названо сжиганием всех загрязнений тела.

После этого нужно снова сделать выдох, вдох и задержку и омыть все тело нектаром от союза Шивы и Кундалини. О, Деви! Это названо (священным) омовением.

О, Шива! Все грехи тела, речи и ума очень быстро сжигаются тремя пранаямами.» Куларнава Тантра
Совершая внутреннее очищение таким образом ни о каком «затухании теджаса» речи быть не может.

Внутреннее омовение для пашу бхавы и называется обрядом «устранения греха», и совершается так: горсть воды в правой руке подносится к лицу и прочищаются ноздри, затем выливается вода на землю в левую сторону.
В «Законах Ману» (VI. 70—71) говорится: «Три удержания дыхания брахмана, исполненные, как предписано, сопровождаемые произнесением священных слов и слога «Ом», должно считать высшим покаянием; ибо как сжигаются примеси у расплавленных руд, так от удержания дыхания сжигаются грехи органов чувств».

Ритуальное омовение имеет мало общего с обычным купанием. Для пашу бхавы оно проводится обычно в нижнем бельё или купальнике, раздевание догола категорически запрещается. Для Вира бхавы проводится только в абсолютно обнажённом виде.
Не рекомендуется плескаться в воде и растирать тело руками, это возможно лишь после выхода на берег. В отличие от обычной банной процедуры, омовение происходит только в холодной воде — ибо горячая не даёт духовного очищения и не помогает выработать стойкость в садхане.
Для большинства людей пытающихся встать на путь Тантры, зачастую, почти единственной возможностью совершить омовение является ванная комната.
Сакральная ценность этой санскары (обряда) зависит от того, где он совершается: пруд или озеро лучше, чем обливание из ведра в ванной, река лучше, чем пруд, но, конечно, наиболее святы воды Ганга.

Садхака должен встать рано утром, до восхода, и, надлежащим образом очистившись, совершить омовение. Перед непосредственным внешним омовением водой, совершается внутреннее омовение (антардхаути), оно имеет бОльшую ценность по отношению к внешнему, а иногда может даже его заменить, при отсутствии возможности совершить полный ритуал омовения. Как говорится в Кубджика Тантре о пашу чрезмерно зацикленном на внешнем: «Вследствие своего невежества он постоянен в упорстве внешнего омовения и дурно отзывается о других.» В садхане главное ни внешнее и не внутреннее омовение, а недопущение загрязнения, и именно внутреннего загрязнения — негативными поступками, словами оскорбления, действиями неуважения по отношению к другим, которое никакое омовение не очистит. При описании санскар для Вира и Дивья бхавы, в Кубджика тантре упоминается обязательное ежедневное омовение и даётся характеристика внутреннего незагрязнения такой бхавы:
«Он свободен от всякой жестокости и других дурных действий, одинаково относясь к другу и врагу».

В тексте Маханирвана-тантры (улласа V, шлока 46) приведена мантра для освящения воды, читающаяся перед омовением — в ней перечисляются семь священных как для тантризма, так и для многих направлений индуизма, рек.
Где бы садхака не совершал омовение, он должен сперва обратится с молитвой к Ганге и призвать Её присутствие в воде, при помощи мантры, прежде чем окунуться или облиться.
Эта мантра широко используется не только в тантрическом шактизме, но и во многих не-тантрических направлениях индуизма.

गङ्गेचयमुनेचैव गोदावरिसरस्वति
नर्मदेसिन्धुकावेरि जलेऽस्मिन् सन्निधिं कुरु ॥
gange-ca-yamunecaiva godavari-saraswathi .
narmade-sindhukaveri jalesmin sannidhim kuru
«О Ганга, Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада, Синдху и Кавера, придите, пожалуйста, в эту воду»

Шакты как и Каулики при чтении мантры совершают следующее действие — ногтевой фалангой безымянного пальца правой руки рисуют на поверхности воды лигатуру Ом-Хрим или символ Дурги, для шайвов просто Ом — ॐ. В некоторых других сектах рисуют свастику, тришулу, шестиконечную или восьмиконечную звёзды и другие символы, священные для этой школы. Также очистительная сила воды умножается благодаря тому, что садхака берёт в правую руку стебли священной травы куша или надевает кольцо из неё на тот же безымянный палец правой руки. После чего читается мантра освящения воды.

Затем совершается омовение: «Побеждая двойственность омовением элементами, знающий мантру пусть совершает его шесть видов, начиная с омовения в пепле. Омываясь от грязи при омовении пеплом, заговоренным семь раз великой астра [биджей] следует натереть [им] тело в обратном порядке [с головы до ног]. Затем вначале следует покрыть голову 5 членными видьями. [Затем] совершается омовение [водой] с шестичленной мула мантрой.
Затем в прекрасной одежде или без одежды, следует очистить руки и стопы. Совершив ачаману, следует выполнить марджану (кропление), с видьей и множеством варн.
Выполнив ньясу, затем [совершается] общая агхамаршана, [затем] упастхана, [затем] следует произнести на четках односложную [мантру].
При омовении водой и глиной, заговоренной 7 раз астра [биджей], жертвуя, как и ранее [собственное] тело, следует совершить омовение для [очищения] от загрязнения.
Как и ранее, это омовение совершается с водой, как подобает. Одновременно омываясь и произнося трижды видья [мантру] пусть знающий мантру выльет себе на голову воду, с омывающей мантрой. Пусть совершит так же омовение пространством, навозом, ветром»./4-12/ Малинивиджайя тантра

Для тантра и Каула садхаков, имеющих посвящение, также читаются мантры Гуру и свамантра, для вайдика пашу это гимн «Ригведы» — «Пуру-шасукта», для вайшнавов это мантра Нараяны, для шайвов это мантры Рудре.

На заключительном этапе, садхака омывает и вытирает руки и ноги, а затем окропляет тело водой при помощи связок священной травы куша.
Особой частью этого ритуала является троекратное возлияние воды в честь Богов, древних мудрецов-риши и предков, для посвящённых Кауликов это также выполняется для Иштадеваты и Каулы. Предложив им воду как «угощение» (тарпана) и прочитав соответствующие мантры, садхака должен вылить её вновь в тот же поток, в котором совершалось омовение. При этом не следует ни выжимать края одежды, или стряхивать воду с головы, ибо эта вода предназначается предкам.

«Пусть мудрый двигает руки [обращенные] ладонями вниз от стоп до сердца. Перед лицом они разводятся в стороны, вверху (над головой) их следует сложить вместе. Это именуется маха мудрой, используемой в обряде очищения тела. Она используется йогинами при всех обрядах ради успеха в йоге.» /14- 15а/ Малинивиджайя Тантра

Затем садхака должен одется в чистую одежду. После этого он должен совершить медитацию на Бога Солнца — совершив Сурья намаскар и нанести бхасму на тело.
Это — ежедневный ритуал любого брахмана, брахмачарина, грихастхи, ванапрастхи или санньясина.
Нанесение бхасмы на тело, по утверждению «Бхасма-Джабала Упанишад» является: «предписанной дхармой всех брахманов.»

После омовения всеми элементами садхака более тонко ощущает как внутри так и снаружи взаимодействие с энергией Шакти.
Начинающим садхакам рекомендуется после ощищения как внутри так и снаружи перейти к практике «утончение осязания». Следует взять несколько образцов различных тканей — кусочки вельвета, шерстяной ткани, хлопчатобумажной, шелковой, синтетической, это могут быть и другие предметы — перо, мягкая художественная кисть и другие подобные. Посмотрите, потрогайте их, постарайтесь запомнить их текстуру, затем закройте глаза, перемешайте их и с помощью пальцев рук — постарайтесь определить, к какой фактуре вы прикасаетесь. Теперь попросите партнера, чтобы он провёл по очереди каждым кусочком ткани, в то время когда вы находитесь с закрытыми глазами, по какому-либо вашему обнаженному участку тела. Постарайтесь определить, чем к вам прикоснулись. Если возникают трудности в осязательном распознавании предметов, переместите центр вашего сознания в тот участок тела, которым вы пытаетесь распознать предмет.
Также можно практиковать утончение осязания прикосновениями к разным объектам и фактурам пытаясь погрузится в суть прикосновения и энергетического взаимодействия с таттвами, для этого произносите биджа мантру элемента к которому прикасаетесь.

Совершайте внутреннее и внешнее омовение!
Не допускайте внутреннего загрязнения!

Пролистать наверх