Нитйотсава

Составленная УмананданАтхой, учеником знаменитого упасаки Шри Видьи БхасурананданАтха (Бхаскарарайя), Нитйотсава якобы основана на Кальпасутрах, сборнике кратких афоризмов, описывающих многие особенности Шри Видьи.

Нитйотсава содержит очень мало философского материала о культе, который сосредоточен вокруг знаменитой Шри Янтры.

Но зато много подробностей о ритуале, мантрах и других особенностях этой сложной формы тантры. Здесь говорится не только о поклонении Махатрипурасундару, но и Ганеше, Дандини ( Варахи) и Шьямме (Курукулла). Есть также главы, посвященные практикам, общим для всех тантрических деват.

Первая глава посвящена посвящению (дикша) и начинается с приветствия девяти натхам, Шиве, Ганеше, императрице ( Махараджни=Трипура) и учителям традиции.

После этого УмананданАтха переходит к описанию инициации, начиная с описания этого акта, содержащегося в Каланирнайа и Мантхана Бхайрава тантрах. В этом разделе описываются временные рамки для дикши, которые тесно связаны с индийской сидерической астрологией. Инициация в определенном из 27 астрологических созвездий дает разные результаты, дни недели также имеют свои достоинства, а 15 дней луны (титхи) также дают определенные результаты. Далее в тексте приводятся цитаты из других текстов по аналогичной схеме.

В тексте приводятся цитаты из авторитетных источников о времени, не подходящем для инициации, где упоминается ряд йог — планетарных комбинаций, в которых малефики, то есть Солнце (Рави), Марс (Бхаума), Сатурн (Шани), лунные узлы (Раху и Кету) и убывающая Луна соединяются в определенных местах гороскопа на время инициации.

В следующем разделе этой главы рассматриваются характеристики гуру и ученика, цитаты из Тантрараджатантры. Гуру должен быть привлекательным, полным добродетелей, располагающим к себе и знающим суть многих тантр. Он должен быть свободен от сомнений, преодолев их по милости своего гуру. Ученик должен быть свободен от жадности, контролировать чувства, быть устойчивым, верным и преданным гуру, мантре и Девате.

В тексте упоминается природа ТрипурАсиддхАнты, основанная на 35 (36) таттвах земли, воды, огня, воздуха, пространства (эфира), запаха, вкуса, зрения, слуха, звука и т. д. Далее следуют подробности мантра-упасаны, обязанности упасаки Трипурасундари и различные виды посвящения, такие как ШАмбхави дикша, Шакти дикша и Мантри дикша. В тексте говорится о СамайАчаре, о Куладхарме и о компетентности людей в отношении данных мантр.

Вторая глава посвящена Ганапати (Ганеше) и его ритуальному поклонению, включая необходимые мантры, тарпаны (подношения) и ньясы. Гаятри Ганапати — это tatpuruSHAya vidmahe vaktratuNdAya dhImahi tanno dantih pracodayAt.

Далее речь идет о самой пудже, необходимых веществах для ее выполнения, дхьяне Вигнешвары (Владыки препятствий), поклонении питха-шакти, названных в этом тексте Тивра, Джвалини, Нанда, Бхогада, Камарупини, Угра, Теджовати, Сатья и Вигнашини. Мантры должны начинаться с шрим хрим клим и заканчиваться намаха.
В работе подробно описываются три аугхи, потока или линии гуру, связанные с Махаганапати, которые делятся на дивьяугха (небесную), сиддхаугха и мАнаваугха ( земную) линии.

Далее в тексте описывается пуджа янтры Махаганапати, которая делится на пять частей — аваран, или покровов. Первая группа аваран относится к трем линиям, шести линиям и пространству между линиями.

Вторая аварана относится к шатконе (относится к «двум наложенным друг на друга треугольникам (составляющим звезду). Третья аварана связана с точками соединения (сандхи) шатконы и представляет собой шесть конечных деват. Четвертая аварана связана с восемью лепестками, начинающимися с запада, а деватами там являются Брахми, Махешвари, КаумАри, Вайшнави, Варахи, Махендри, ЧамуНдА и Махалакшми. Пятая аварана относится к квадрату вокруг центральной фигуры, а также к образу хранителей направлений, представленных в тексте как Индра, Агни, Яма, Ниррити, Варуна, Ваю, Сома и ИшАна. Каждая из этих форм держит свое соответствующее оружие, ездит на своем соответствующем животном и держит свое соответствующее направление и подчиненное направление в указанном порядке. Таким образом, хотя Нитйотсава не содержит иллюстраций янтры, она может быть построена в виде треугольника, шестиугольника, восьми лепестков и окружающего ограждения.

После поклонения божествам авараны следует поклонение Ганапати с шестнадцатью ритуальными атрибутами. Далее следует описание огненного жертвоприношения, подношения бали, стотра о тарпане («пожертвовании»), дхьяна или медитация на Ганапати, гимн восьми лепестков, Сувасини пуджа, и пурашчарана, или подготовительные обряды, которые следует выполнять при поклонении ему.

Третья большая глава, называемая Шри Крама, посвящена поклонению Лалита Трипурасундари и открывается поклоном УмананданАтхи своему гуру, БхасурананданАтха Натха.

Изложив содержание этой важной главы, Умананданатха начинает с описания медитации на гуру и описывает процесс, известный как prANasaMyaman, когда жизненная энергия направляется на макушку головы, где, как считается, находится гуру.

Затем садхаке рекомендуется медитировать на аджапа-гаятри, » непроизносимую» гаятри из 21 600 дыханий, которые человек совершает каждый день.

Затем следуют подробности, связанные с омовением и сандхьей, или сумеречным поклонением. Здесь человек медитирует на солнце в образе Мартандабхайравы, сидящего в единении со своей Шакти, ПракашаШакти.

Здесь сочетаются гаятри и 15-буквенная видья Лалита Трипурасундари.

После этих предисловий в главе «Шри Крама» начинается описание собственно пуджи, а также обрядов, необходимых при входе в храм. Они включают поклонение различным калам (частям) солнца, луны и огня, после чего следует краткий раздел, описывающий материал, из которого может быть изготовлена Шри Янтра. Упоминаются золотые, серебряные, медные и другие металлические пластины, а также такие вещества, как синдур (красный порошок), кункум и молоко. Форма янтры описывается, но только как бинду, треугольник, восемь треугольников, два набора по 10 треугольников, четырнадцать треугольников, восемь лепестков с нитями, 16 лепестков с нитями, три круга и четыре линии. Далее следует процедура вдыхания жизни в янтру («пранапратиштха»), а затем поклонение храму (мандиру)

Далее следует процесс бхуташуддхи, или очищения элементов, а затем техника с использованием мантр, которая должна оградить место от препятствий, бхутов и других помех.

Для поклонения Лалите рекомендуется девять ньяс, которые перечислены в тексте: мАтРикА ньяса, караШуддхи ньяса (очищение рук), Атмаракша ньяса (защита Атмы), чатурАсана ньяса, шестичленная Бала ньяса, ВаШини и другие ньясы, корневая видья ньяса, Шодха ньяса и чакра ньяса. Следующий раздел посвящен размещению сосуда для обычного подношения, который должен иметь форму бинду, треугольника, шестиугольника и квадрата. Затем следует длинный раздел, описывающий подготовку к специальному подношению.

Далее УмананданАтха приводит цитату из Джананарнаватантры, чтобы описать внутреннюю ягью или медитацию на Шри-Янтру, которую необходимо выполнить, в то время как следующий раздел посвящен поклонению 64 ритуальным предметам (upacAra), используемым в пудже. Затем следует поклонение пятнадцати Нитьям, каждая из которых имеет свою собственную мантру. В отличие от Тантрараджатантры, эти мантры, правильно называемые видья, приводятся полностью и без специального шифра, скрывающего их смысл.

За этим разделом следует большой раздел о различных гуру в традиции Шри Видья, и, как и в разделе Ганапати Нитиотсавы, они разделены на течения (аугха) небесных, сиддха и земных гуру, как для видья (мантры), начинающейся на Ка (КАди), так и для той, которая начинается на Ха (ХАди).

После приведения эквивалентов для линии Хади, в конце этого длинного раздела приводятся мантры для других, неизвестных гуру.

Следующий раздел открывается пуджой слуг мандалы Шри-Янтры, которых девять. После этого садхаку предписывается медитировать на КАмакалу, состоящую из трех бинду и ардха-матры. Далее следуют краткие инструкции по хоме, подношению бали, прадакшине (обходу), после чего читается стотра или гимн Трипурасундару.

Затем следует Сувасини пуджа с мантрой для очищения Шакти.

Затем Шакти должны быть дарованы различные благие вещи, такие как одежда, цветы, благовония, огни, благовония и порошки, а также пища и питье. Далее следует подробный раздел, посвященный очищению вина и других веществ, используемых в обряде.

Далее следует большой раздел, хотя и кратко упомянутый выше, посвященный правильному способу создания Шри-Янтры, а также количеству марм и сандхи, которые возникают в результате ее правильного рисования. Затем следует краткий раздел о различных прастАрах (расположениях) Шри-Янтры и пратиШТха (установке) Шри-чакры, которая оживляет это устройство. Считается, что янтра из золота служит всю жизнь, из серебра — 22 года, из меди — 12, а на коре березы — шесть лет.

Далее следует обширный раздел о хомах, которые можно совершать, а в следующем разделе описываются мудры или жесты рук, используемые в культе Шри Видья.

В следующем разделе рассматриваются виды ньяс, используемые при поклонении святой Трипурасундари. Даются инструкции по выполнению джапы (рецитации видьи). Далее следуют правила рецитации различных видья, таких как Нитья, мантра Камакала, мантра Уткилана и большое количество других мантр, относящихся к Трипурасундари, ее аспектам или различным элементам поклонения ей, таким как четки, которые затем описываются полностью.

Снова приводятся пятнадцать мантр Нитья, а также специальные мантры для «волшебных» аспектов Трипуры, таких как Ашварудха, Бала, Аннапурна, СвапнавАрАхи и многие другие. Некоторые из этих аспектов, а также связанные с ними применения описаны в Тантрараджатантре и других местах, и относятся к магическим способностям, которых садхака может достичь через поклонение. Далее следует раздел о необязательных обрядах, которые можно совершать в различные солнечные месяцы и которые также подробно описаны в Тантрараджатантре.

Обряды Шьяммы подробно описаны в четвертой главе. Она — сумеречная форма Трипуры, которая в других местах в тантрах Шри Видья описывается как Тара или Курукулла, и которая является «материнской» формой, так же как и Варахи является «отцовской» формой богини.

Описываются ньясы и другие элементы тантрической пуджи, а также янтра, которую нужно нарисовать, и элементы ее янтры, которым следует поклоняться.
В центральном треугольнике Рати, ПрИти и Манобхава получают пуджу, за ними следуют пять стрел в треугольниках пятиугольника. На концах этой звезды поклоняются пяти формам Камы. Это Камараджа, Манматха, Кандарпа, Макаракетана и Манобхава.

В восьмилепестковом лотосе поклоняются восьми дэватам — Брахми и др. На кончиках или нитях лотоса поклоняются Лакшми, Сарасвати, Рати, Прити, Кирти, Шантати, Пушти и Тушти.

У 16-лепесткового лотоса 16 шакти, или помощников, названных в тексте как Вама, Джьештха, Раудри, Шанта, Шраддха, Сарасвати, Крияшакти, Лакшми, СРиШти, Мохини, Праматхини, Ашвасини, Вичи, ВидьюнмАлини, СурАнанда и Нагабуддхика. Это четвертая аварана.

Во внешнем лотосе с восемью лепестками находятся бхайравы Аситанга, Руру, Канда, Кродха, Унматта, Капала, Бхишана и Самхара. Внутри четырех лепестков находятся МатаНгишвари, СиддхалакШми, МахАмАтаНги и МахАсиддхалакШми. Это шестая аварана.

Ганапати, Дурга, Батука и Кшетрапала должны поклоняться на квадрате, за ними следуют защитники направлений.

Затем следует описание правил декламации мантры Матанги, после чего восхваляется этот аспект богини. Далее следуют правила для упасаки Шьяммы, включая подробности о пурашчаране и прочем, что требуется, а также виды хомы, описание чакры курма (черепахи), очищение мала или чёток, а также большой раздел о том, как конкретно очищать мала рудрАкша. Подробно описываются дополнительные хомы и размеры используемых огненных ям.

В пятой главе «Нитйотсавы» рассматриваются обряды пуджи Дандини, в данном контексте аналогичные «отцовской форме» Варахи. Как и в предыдущих главах, описываются различные ньясы, упачары и другие ритуальные детали, связанные с Дандини, а также гуру парампары и различные авараны ее янтры. Описываются мантры Варахи и длинная стотра Варахи.

Краткая шестая глава называется «Парападдхати» и описывает общую форму поклонения или пуджу другим дэватам.

В седьмой главе описывается ряд практик, пудж и мантр, общих для всех, и приводятся цитаты из текстов Панкаратра, Тантрараджатантры и других источников.
Описываются различные диаграммы, используемые для определения времени посвящения, такие как кулакула и Рнидхани (обретение-потеря), а также ряд мантр, которые используются для того, чтобы корневая мантра, то есть мантра иштадеваты или любимой формы божества, была успешной.

Эти очищения относятся к моменту рождения, проживания и другим стадиям, которые, как предполагается, имеет мантра. 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
- Advertisment -

Самые популярные

Курс по Санкхья Шастра или Ведическая нумерология.
Астропсихолог. Джйотиш-консультант