Гаятри

Гаятри. Тантры обратного действия.

Ведик-мантра, ом бхур бхувах свах тат савитур варенйам бхарго девасйа дхимахи дхийо йо нах прачодайат, предназначена для дваждырожденных, браминов и запрещена женщинам и шудрам.

По словам сэра Джона Вудроффа во введении к «Маханирванатантре», онa переводится как «Ом. Давайте созерцать чудесный дух божественного создателя (Савитри) земной, атмосферной и небесной сфер. Пусть он направит наши умы (то есть «к достижению» дхармы, артхи, камы и мокши), Ом.

Но существует поразительное количество тантрических гаятри, которые можно читать в различные сандхьи — утро, полдень и вечер и полночь, особенно предназначенном для адептов сверхъестественного.

Тантрические гаятри следуют образцу, аналогичному ведик, в том, что они имеют значение и предназначены для того, чтобы направить садхака к конкретному аспекту деваты, дорогому ему или ей.

Вот, например, гаятри из Нитйотсавы. Дух Ганеши описывается как татпурушйа видмахе вактратундая дхимахи, танно дантих прачодайат (Давайте созерцать верховный дух, давайте думать о том, кто имеет согнутый хобот, пусть этот бивень направляет нас); Трипурасундари как трипурасундари видмахе питхакамини дхимахи таннах клинне прачодайат (Давайте размышлять о Трипурасундари, давайте думать о желанной женской питхе, пусть эта влажность направляет нас). В «Деварахасьятантре» Джваламукхи гаятри читается «джваларупиньяи видмахе джагадбхакшиньяи дхимахи танно джвале прачодайат» (Давайте созерцать пылающую форму, давайте думать о разрушительнице мира, пусть это пламя направит нас).

Эти тантрические гаятри также используются во внутренней медитации. Например, в седьмой главе Гандхарватантры 24 слога гаятри Трипурасундари визуализируются как имеющие разные цвета и приносящие разные результаты. Они уничтожают множество грехов.

«Три» — это цвет цветка чампака и суть Брахмы, Вишу и Шивы, в то время как «пу» — цвет цветка матаси, а «ра» — красноватый и защищает от ада. «Су» сияет, как изумруд, и освобождает от печали и болезней, «нда» сияет, как огонь, и уничтожает грех прерывания плода, в то время как «ри» чиста и уничтожает грех убийства брамина.

«Ви» подобен чистейшему кристаллу и устраняет грех, возникающий в результате неподходящего полового акта, «дма» также является кристаллическим и освобождает от употребления неподходящей пищи, а «хе» — цвет луны и снова устраняет грех убийства брамина.

«Ка» имеет черный цвет, как грозовая туча, «ме» — красный, и прощает грех убийства коровы, «шва» подобен сияющему расплавленному золоту и освобождает от убийства, «ри» белый, как цветок мускатного ореха, и прощает грех убийства гуру.

«Дхи» белый, как цветок кунды, и освобождает садхака от убийства его родителей, «ма» такой же яркий, как красный лотос, и уничтожает грехи предыдущих рождений, а «хи» — это цвет раковины и такой же яркий, как полная луна и освобождает от всех грехов.

«Та» бледно-белый цвет и устраняет грех воровства, а «нах» красный, как кошениль, и сжигает грех убийства существ.

«Клин» красный, как сверкающая молния, и сжигает все грехи, «не» подобен яркости восходящего солнца, находится на востоке и делает равным лучшего из богов. «Пра» подобна тусклым лепесткам голубого лотоса на юге и ведет вас к стопам Вишну, «чо» подобна желтому орпименту, находится на севере и ведет вас к стопам Рудры, «да» — это на западе, как осенняя луна, и уносит вас к стопам Ишвары, в то время как «йат» — это верхнее лицо и переносит вас к стопам Садашивы.

Пролистать наверх