Биджа-мантры

Биджа-мантры. Тантры обратного действия.

Биджа или семенная мантра — это короткая, обычно односложная мантра, которая, как говорят, воплощает природу дэваты. Однако вместо того, чтобы быть просто слогом, говорят, что она вибрирует и является сущностью в звуковые формы деви или дэвы.

Это довольно хорошо изложено в «Гирлянде букв» сэра Джона Вудроффа. «Причинный звук несотворен, он вызван самим собой и не вызван ударами одного предмета о другой. По этой причине он называется Анахата. Эта Анахата Шабда, движение Брахмана, слышится в сердце, которое оно произвело и которое заставляет пульсировать, движение, которое мы можем чувствовать и слышать.

Он продолжает, что несотворенный звук (шабда) имеет двойную форму, которая имеет буквенную и не буквенную форму, причем последняя образуется буквами алфавита (матрики), а первая подобна звуку барабанов и колоколов. Действительно, в некоторых тантрических текстах говорится, что эти несотворенные звуки можно услышать и почувствовать, как часть практики йоги.

Биджа-мантра, когда она произносится, является лишь приближением к ее тонкому звучанию, и, как деваты, и в этом отношении янтры, они представляют природу абсолюта в определенной форме. Их так же много, как и дэватов, которых они представляют в звуковой форме. Логика, по которой один дэвата представлен в одной конкретной форме, а не в другой, далеко не очевидна, хотя различные тантрические словари (биджакоши) пытаются придать им более или менее принудительное значение.

Некоторые биджа-мантры связаны с именем конкретного дэвата — или, возможно, имя дэвата взято из конкретной мантры. Например, биджа-мантра богини Дурги — дум, биджа Шри (Лакшми) — это Шрим, а мантра-семя Ганеши — гам.

Часто встречаются биджа-мантры: крим (Кали), аим (Сарасвати), клим (Камадева или Кришна), хум (варма или броня биджа), глаум и гам (Ганеша), Шрим (Лакшми или Шри), хрим (Махамая), стрим (вадхубиджа) и хаум (Шива). Но в дополнение к этим относительно простым конструкциям есть более длинные, скручивающие язык биджи, такие как hskphrem, hsklryum и другие.

Эти биджа-мантры могут визуализируются внутри или на теле садхаки, в различных центрах внутри тела, а также за его пределами. Например, варма (броня) биджа хум может быть визуализирован как образующий щит для места, на которой прибывает практикующий. Различные семенные мантры также могут использоваться для «зарядки» веществ, используемых во время пуджи, таких как вода, еда и тому подобное. Они также используются при посвящении.

Многие биджа-мантры также объединяются для создания корневых мантр деват (муламантр). Например, 15-буквенная мантра Лалиты, разделенная на три части, гласит: ка э и ла хрим, ха са ка ха ла хрим, са ка ла хрим.

Пролистать наверх