Эта работа относится к классу тантр Шри Видьи и является относительно кратким и относительно простым примером этого жанра. Джнанарнава означает Океан Знания.
Состоящая из 26 патал (глав), Джнянарнава расширяет информацию, относящуюся к традиции Шри Видьи, в других произведениях школы. В нем есть интересная информация о внутреннем поклонении, а не о внешних ритуалах (бахирьяга).
Получив знакомую форму беседы между Деви и Ишварой, богиня начинает тантру с вопроса об истинной природе Шри Видьи. Ишвара начинает с того, что буквы санскритского алфавита от А до Кша, наделенные 14 гласными и тремя телами, составляют тело Матика Деви, которое является единым с кругом времени (Каламандала). Это абсолют как звук (Шабдабрахма). Это истинная форма Атмы и Хамса.
Затем Ишвара расширяется на три бинду. Хамса указывает на три гуны; три Шакти Ичча, Джнана и Крия; три таттвы; три города; истинная природа Бхур-Бхувах-Свах и состояния бодрствования, сновидений и глубокого сна. Состояние бодрствования — это саттвик, и это истинная форма Шакти, а состояние глубокого сна — это тамасик и форма Шивы. «Состояние сна — раджасическое», — говорит Ишвара. Турья (четвертая) пронизывает все эти состояния и является Паракала, Джняначиткала, состоянием истинного сознания. Это Трипура и истинные четки букв (акшамала).
Во второй главе Деви хочет узнать о различных мантрах и формах Трипуры. Ишвара говорит, что у Трипуры есть три формы, первая из которых — Бала. Он описывает трехсложную мантру — аим клим саух. Она — мать большой удачи, даритель великого красноречия, великий разрушитель смерти и состоит из всех миров. Остальная часть этой главы в основном посвящена деталям внешней пуджи (поклонения), включая тантрик гаятри и другим обычным деталям, включая ньясу и тому подобное.
Ишвара начинает говорить о внутреннем поклонении (антарьяге) в третьей главе. Прежде чем начать внешнее поклонение, преданный должен визуализировать корневую мантру как пронизывающую все тело от муладхары до макушки головы, и визуализировать ее сияющей, как «коти» (десять миллионов (10 000 000)) огней, солнц и лун. Затем, повернувшись лицом на восток, преданный должен начертать янтру. В тексте даются подробные инструкции о том, как рисовать фигуру, включая мантры и биджи, которые следует рисовать на ней.
Янтра может быть начертана на золоте, серебре, меди или на земле и должна быть ароматизирована ароматами, включая сандал, а также окрашена кункумой, киноварью и камфарой. Это также может быть начертано на бхурджа (разновидность бересты). Затем следует подробная дхьяна (образ для медитации). Она украшена множеством ниток жемчуга и яркой диадемой. В своих двух левых руках она держит книгу и лук, а двумя правыми руками она изгоняет страх и дарует блага садхаку. Она чисто-белая, как молоко или снег, и у нее мило улыбающееся лицо.
В четвертой главе Деви спрашивает Ишвару о том, как проводить пуджу в чакре или мандале, описанной ранее. Шива описывает двенадцать питха-шакти, которых зовут Вама, Джйешта, Раудри, Амбика, Ичча, Джнана, Крия, Кубджика, Риддхи, Вишагника, Дутари и Ананда. Они украшены нитками жемчуга и рубинов, напоминают луну, белы, как река Ганг в разливе, и имеют две руки. Двенадцати шакти следует поклоняться на востоке (богини), и они должны быть украшены девятью драгоценностями.
Далее следует описание пяти трупов, пяти сидячих мест. Ишвара говорит, что это тела Брахмы, Вишну, Рудры, Ишвары и Садашивы. Брахма, Вишну и Рудра представляют три гуны и состояния творения, поддержания и разрушения. Затем следует подробное описание различных мудр и других ритуальных деталей пуджи, а также описание других божеств, которые получают подношение (бали) в янтре. В этой главе 81 стих.
Тема пуджи продолжается в пятой главе. Существует очень длинный медитативный образ богини, за которым следуют отрывки о поклонении и мантрах йогинь, Батука — мальчика-брахмана и других «балa»-деват, как описано в Гандхарватантре. Пять великих трупов составляют основу ложа Хамса.
Шестая глава посвящена восточному престолу льва и описывает различных Дэват и Шакти, обитающих в этом направлении. Дается мантра Трипура Бхайрави. Трипура-бхайрава-видья считается труднодостижимой в трех мирах.
Сампатпрада Бхайрави — великая подательница процветания. Она яркая, как тысяча солнц, с драгоценным камнем на гербе, как восходящая луна, с бесчисленными драгоценными камнями и жемчугом. Ее лицо похоже на полную луну, и у нее три глаза, с большой грудью, она носит красную одежду и имеет юную, пьяную форму. В левой руке она держит книгу и рассеивает страх, а правой держит четки рудракш и показывает мудру, дающую блага. Затем следует описание Чайтаньи Бхайрави. В следующих главах описываются богини, обитающие в южном, западном и северном направлениях. Здесь также описаны их янтры и видьи.
Десятая глава — длинная глава из 103 стихов, охватывающая ряд мантр, необходимых для поклонения Дэви. К ним относятся мантра очищения рук (карашуддхи), асана или сидячие мантры и другие видья-мантры, используемые в ее поклонении.
Глава одиннадцатая, в отличие от предыдущей, содержит только 14 стихов, которые описывают пятнадцатибуквенную кади видья, все в кодовой форме. В главе 12 описаны другие разделы Шри Видьи, начиная с мантры Лопамудры.
В тринадцатой главе речь идет о Шодаши Деви, названной так потому, что ее мантра состоит из шестнадцати букв. В нем описаны различные части мантры и сказано, что шестнадцатая буква никогда никому не должна открываться. Если его не получить от гуру, его использование накладывает проклятие. Он состоит из четырех частей, которые соответствуют состояниям бодрствования, сновидения, глубокого сна и четвертому состоянию. Четвертое состояние, Турья, — это высшая кала, стоящая выше бытия и небытия, выше гун и чиста.
Глава четырнадцатая описывает размещение золотого сосуда или кувшина и подробно описывает десять кал огня, двенадцать кал солнца и шестнадцать кал в лунной мандале вместе с мантрами, используемыми в этом поклонении.
В патале из 148 стихов говорится о специальном подношении и о янтре для этого подношения, состоящего из треугольника, круга, шести углов и квадрата земли. В этой янтре следует поклоняться солнцу.
В этой янтре также поклоняются различным шести ступеням ньясы, и садхака должен выполнять бхуташуддхи, очищение элементов человеческого тела.
Следует выполнять различные более сложные ньясы, включая Махашодха Ньясу, подробно описанную в Йогинихридайе. Обозначены различные изображения для медитации. Пуджа включает в себя визуализацию и размещение 50 (51) букв санскритского алфавита.
В пятнадцатой главе, содержащей 69 стихов, Ишвара начинает с того, что говорит Деви, что он объявит высшую мандалу Нитья, и начинает с разговора о Камешвари, махавидье, покоряющем все миры. Затем ее мантра дается в кодовой форме. Затем связаны видьи остальных четырнадцати Нитья Дэви. Описаны мудры и ньясы, относящиеся к Лалите. Внутреннее поклонение (антарьяга) рекомендуется вместо внешней пуджи.
Глава шестнадцатая, состоящая из 228 стихов, начинается с вопроса Шри Деви о внутренней ягье и внешней ягье (поклонении). Деви, отвечает Шива, существует между чакрами Муладхара и Брахмарандхра.
Затем следует красивая и длинная дхьяна (образ медитации) царицы цариц, у которой лицо, как полная луна, рот, как лотос, и которая состоит из всех мантр, всех агам, всех мест, всех видий, всего. поклонение и пуджа, все шастры или священные тексты, все амнаи, и сама является чистым блаженством и сознанием, верховной Матерью. Ее следует призывать в центре чакры, используя мудры, и показывать ей все мудры. Она окружена своими пятнадцатью нитья-помощниками и девятью гуру, имена всех которых заканчиваются на Ананданатха, а также массой просветленных гуру. Она — Навачакрешвари, или Госпожа Девяти Чакр. Затем следует очень длинное описание других ее служителей в Шри Янтре, а также ее девяти форм в девяти мандал Шри Янтры.
Шиве задают вопрос о 16-буквенной видье в 118 стихах семнадцатой главы, о правилах чтения мантры, а также о некоторых инструкциях по веществам, на которые можно рисовать Шри Янтру, включая кору бхурджа (Бетула Бходжпатра), золото, серебро, медь и тому подобное. В этой главе также есть некоторые прайоги (приложения) для подчинения и тому подобное, а также цветы и другие вещества, используемые для достижения желаемых результатов.
Короткая восемнадцатая глава из 26 стихов посвящена обряду, известному как ратна или пуджа драгоценного камня, который также описан в Гандхарватантре. В тексте утверждается, что выполнение этого обряда в течение одного месяца удаляет карму, накопленную в семи воплощениях.
В девятнадцатой главе Шакти просит Господа объяснить природу трех бидж, сущность Трипурасундари.
Далее следует дхьяна Камакала, которая, как говорится в тексте, вводит в заблуждение весь мир и приносит все другие виды благ, включая уничтожение смерти и так далее.
Глава 20 посвящена правилам джапы и хомы и описывает последовательные хомы, которые включают повторение мантр много сотен тысяч раз.
Эта глава напоминает аналогичную главу в Вамакешваримате. Последовательные повторения и более интенсивные хомы в конечном итоге заставляют каждого обитателя трех миров привлекаться к садхаке. В нем также описывается конструкция кундов (ям для огня), которые будут использоваться в этих хомах, вместе с другими диаграммами, используемыми в хомах, наряду с такими веществами, как камфора и кункум, которые должны использоваться в поклонении.
Глава двадцать первая говорит о внутренней (антар) хоме, которая образно описывается как использующая четырехугольную кунду. В этой внутренней хоме 21 600 вдохов и выдохов питают огонь сознания. Эти дыхания составляют воплощенное существо, или дживу, которая, однако, едина с атманом. Жертвуя всем в микрокосме, который является единым с макрокосмом, центральному огню сушумны, достигается знание (джняна). Кормление и поклонение кумари или девственницам — тема двадцать второй главы. К кумари нужно относиться с большим почтением и накормить хорошей пищей, украшать драгоценностями, красивой одеждой и тому подобным.
Следуя правилам, относящимся к кумари, глава переходит к описанию дути, или шакти садхаки. В этом разделе главы содержится ссылка на вира-садхану.
Глава двадцать третья продолжает тему дути (посланников), говоря о внутреннем дути. Она — Ичча, Джнана и Крия Шакти, сущность Шивы и Шакти, парабрахма, или высший абсолют, в котором все растворено. Она является формой шестнадцати гласных букв алфавита, формой абсолюта и шестнадцати кала. Всякий, кто знает ее по милости гуру, становится с ней единым целым. Прекрасный стих в конце этой главы говорит, что нет разницы между четырьмя варнами, или кастами, и чандалой, или изгнанником. Дути, или внутренняя богиня, свободна от таких различий. В ней всех таких различий нет.
В двадцать четвертой главе Ишвара начинает говорить о правилах посвящения (дикша), без которых поклонение Деви бесполезно. Потенциальные кандидаты, у которых нет правильного отношения, не подходят для инициации. Затем он говорит о павильоне для проведения посвящения, о диаграммах, которые должны быть созданы, и о деви, которые управляют посвящением, а также о регулировании дыхания (пранаяма) и других подробностях времени посвящения.
Эта глава содержит необычное описание чакр и инициации в этих чакрах, а также дает правильное время для передачи посвящения кандидату, которое относится к определенным временам, согласно правилам сидерической астрологии, когда инициация будет успешной.
Глава двадцать пятая — очень краткая глава, которая содержит правила изготовления павитры. Эта священная нить должна быть ароматизирована роканой, кункумой и т. Д. И изготовлена особым образом из 118 нитей, переплетенных вместе.
Последняя, двадцать шестая глава, говорит об обряде дамана (подчинения), которому должны предшествовать тщательно продуманные меры предосторожности для защиты садхака, выполняющего его.