Джапа-Мала или Чётки

«Садхака украшенный [малой с] человеческими черепами является самим деватой».

Мала (чётки) являются неотъемлемой частью садханы, их используют для подсчета мантр, во время самостоятельной джапа медитации, на муртии или изображении деваты и также янтры.
Чётки также играют роль опознавательного знака для посвящённых, указывая на принадлежность к определённой ачаре и бхаве, а также тип духовной практики хозяина чёток.

“Рудракша, раковина, семена лотоса, путрадживика, жемчуг, горный хрусталь, драгоценные камни, полудрагоценные камни, золото, коралл – таковы десять [материалов] для четок [предназначенных] для грихастх.” /II.148/ Свачханда тантра

Cамые мощные и действенные по своим свойствам, это мала из кости или кости черепа, а также зубов, такие чётки в основном используют в тантра-садхане высокого уровня.
Костяная мала – очень мощная и требует от практикующего серьёзных способностей, поэтому такая мала не рекомендуется начинающим садхакам, то есть находящимся в пашу-бхаве.

“Четки из великой раковины (т.е. из человеческой кости), дающие исполнение всех желаний, используются [только] героями (Вира-бхава), в местах [пребывания] героев, о Прекраснотелая! [Никто другой] не должен их использовать, они порождают беспокойства. Поэтому лучшими садхаками для джапы используются четки из горного хрусталя.” /II.152-153/ Свачханда тантра

Чётки практикующих тантра-садхану изготавливаются с красной нитью и кистью, и зачастую выглядят в форме черепа. И это не случайно, ведь череп это символ смерти, и чем больше человек медитирует о смерти и принимает её, тем более плодотворной становится его жизнь и садхана. Через такую практику по-другому воспринимается жизнь и истинные ценности – служение другим, любовь, радость каждого мгновения. Мала из кости в виде черепов, является постоянным напоминанием о смерти. Только тот кто не боится смерти, способен стать бессмертным, но и не стремится собственно к бессмертию, может достичь Высшего Освобождения.
Начинающим же садхакам, хорошо подойдут чётки из рудракши или горного хрусталя.

Джапа медитацию необходимо начинать с очищения себя, внешне и внутренне, причём без очищения пранаямой, а только лишь физически, тело не считается очищенным и готовым к практике, ну и конечно также необходимо сделать обычные ньясы.

«Мала (чётки) из тридцати частей даруют богатство;
из двадцати семи – здоровье;
из двадцати четырех – освобождение;
из пятнадцати – силу подчинять;
а из пятидесяти – все совершенства».

Количество частей (шариков или бусин) может быть разным, но в традиции Кауламата чаще всего используют количество 50+1 и 15+1, также 24+1, 27+1, в других традициях 30+1, 54+1 или 108+1 – всегда есть дополнительный шарик – который называется Меру, дабы знать меру, за него никогда не заступают, когда очередной круг закончен.
Меру всегда посвящается Ишта Девате — вашей избранной форме Бога.

Перед джапой читается мантра:
Om Male Male Mahamale Sarvatattvasvarupini Caturvargastvayi Nyastastasmanme Siddhida bhava svaha.
Ом, о чётки, чётки, Великие чётки, истинная форма всех вещей, вместите в меня Четыре цели человечества (чатурварга – дхарма, артха, кама и мокша). Дайте сиддхи! Сваха!

Почтив чётки и троекратно посвятив им тарпану с вином из шри-патры и с мула-мантрой, следует, полностью обуздав свой ум, делать джапу.

После установки дыхания, чётки следует купать, делать омовения с соответствующими чистыми веществами и умащивать благовонными маслами имеющими специфические аспекты, например для садхаков могут использоваться те которые усиливают мужскую магическую энергетику, такие как опиумное, коноплянное, мускусное.
Для садхвик усиливающие женскую магическую энергетику – роза, жасмин, мята.

Перед использованием малы, её следует очистить освящением.
Мантры для освящения чёток даёт непосредственно Гуру, но мы приведём основные:

Раковины: Om Hrim Hrim Om Muktamalini Shrim Shrim Svaha.
Жемчуг: Om Hrim Hrim Om Muktamalini Shrim Shrim Svaha.
Горный хрусталь: Om Ah Hram Hram Arkamale Hram Svaha.
Рудракши : Om Ah Shrim Hrim Rum Rudrakshamalini Shuddha Bhava Svaha.
Туласи: Om Shrim Om Strim Tulasi Vaishnavi Vaushad Svaha.
Рубин: Om Trom Dhum Manimale Manohare Svaha.
Семена лотоса: Om Prim Om Padma Akshamalini Hsauh Svaha.
Кость: Hrim Shrim Klim Hram Sauh Dantamale Mundamale Prim Strim Hsauh Svaha.

После очищения чёток с соответствующей мантрой, приступают к джапе используя свою ишта-мантру, данную во время дикши. Если у вас нет посвящения-дикши и соответственно нет ишта-мантры, то читать любую понравившуюся мантру не стоит, это может быть не только бесполезно, но и опасно.

“Те, которые не будучи посвящены, совершают пуджу, джапу и обряд — шудра [и он] отправится в ад, брахман последует низшим путем.
Не будет удачи для них, подобных непророщенному семени. Без Деви дикши, нет сиддхи, нет истинного пути. Поэтому со всем старанием, следует быть посвящённым учителем. Необходимо исследовать [мантру посредством] чакры. Непосвященный после смерти отправится в ад Раурава, поэтому следует всегда старательно выполнять дикшу [согласно] тантрам. /III.13-16/ Рудраямала тантра

Поэтому адикшита (непосвящённым) садхакам во время джапы следует читать
пятислоговую мантру (паньчакшара) «Намах Шивайя», посвящения в которую нет необходимости.
Паньчакшара-мантра бывает шести видов: стхула-паньчакшара (Намах Шивайя), сукшма-паньчакшара (Ши-вайя намах), карана-паньчакшара (Шивайя-Шива), маха-карана-паньчакшара (Шивайя), махаману-, или мукти-паньчакшара (Ши).
Можно совершать джапу с любой мантрой из этих шести видов.

Сидеть следует в падма-сане или сукхасане, лицом на восток или север, в тихом месте или комнате. Повторяйте паньчакшару и медитируйте на образ Господа Шивы. Удерживайте сознание на образе янтры в сердце или в промежутке между бровями.

При выполнении джапы большой палец способствует достижению освобождения;
указательный – уничтожению врагов;
средний – обретению богатства;
безымянный – приносит успех в умиротворяющих ритуалах;
мизинец – в сдерживающих ритуалах и все пальцы – подчиняющих ритуалах.

При тантрической Джапа медитации используют только правую руку. Важно правильное положение пальцев. Держать малу следует между большим и средним пальцем, перебирая бусины «внутрь ладони», указательный палец и мизинец оттопырены и держаться ровно. Большой палец собирает бусины внутрь, так как другое направление – рассеивает энергию. Дойдя до главной бусины «Меру» или «головы мала», направление меняют, чтобы не потерять собранную энергию.

В основном мантры читают на уровне сердца. Но если мантры используют для умножения силы, ума и богатства, то тогда чётки перебирают на уровне пупка.

Часто малу держат у сердца потому, что во время чтения мантр бусины пропускаются между пальцами в резонанс с ударами сердца. Так производится звук, который постепенно усиливается и развивается сила мантры внутри самого себя.

При чтении мантры после каждого раза передвигают одну бусину в сторону тела, и тогда энергия направляется прямо в область сердца. В обратном направлении, то есть от тела наружу, бусины перемещают в тех случаях, когда нужно остановить внешние негативные энергии и воспрепятствовать их проникновению.

Завершается джапа в обычным тантрическим методом, с размещением дыхания в сердце. При использовании чёток и для приобретения плода джапы следует также использовать антар тратаку концентрируясь на главном аспекте янтры. Циклы повторения мантры должны быть 27:54:108 и более, в соответствии с волей или рекомендацией Гуру.

“Созерцая четки, следует представлять [каждую] бусину как часть сферы Высшей Шакти, а Её – как единосущною сфере Шивы.”/II.148/ Свачханда тантра

Джапа-мала это Божественная суть, и к ним следует относится как к Богу, и в них энергия Бога и того кто практикует джапу, поэтому чётки следует держать на безопасном расстоянии от других людей, когда ними не используются.
В основном малу носят на шее, не давая остыть без человеческого тепла и тем самым всегда памятуя о садхане, также возможно для хранения малы использовать специальный мешочек.
Мала никогда не должна касаться земли. Если это произойдет, чётки должены быть переосвящены. Тоже самое касается таких моментов когда рвётся нить или разрушается бусина.

Практикуя джапа медитацию регулярно, ваше сердце очистится. Все самскары и грехи будут сожжены полностью. Вы достигнете шива-йога-ништхи, или нирвикальпа-самадхи. Вы обретете прославленную Шивападу, или Шивагати и станете едины с Шивой и Шакти. И насладитесь вечным блаженством ананды и станете бессмертны.

Прокрутить наверх