ДЕМОНОЛОГИЯ ИНДУИЗМА

Наиболее архаичный слой индуистской мифологии составляет класс духов — сверхъестественных существ, персонифицирующих силы природы. Духи обладали неким подобием индивидуальности. Иногда они закреплялись за наиболее выразительной частью ландшафта — озером, горой, горной пропастью и т. д. (религиоведы называют таких «фиксированных» в пространстве духов гениями места).

Пример «гения места», дожившего до наших дней, — божество Мансаравара, которое считается хранителем одноименного озера в Тибете, одного из центров паломничества индусов. Здесь, по преданию, 10 тысяч лет назад великий мудрец получил от Брахмы священное знание — текст Ригведы.

Некоторые из духов эволюционировали до демонов, взяв на себя ответственность за определенные стихии или за какую-либо сферу человеческой жизни. Считается, что полидемонизм генетически предшествует политеизму. Этот «подготовительный» этап в ведах не отражен — священные тексты составлялись в период, когда арьи уже уверенно исповедовали многих богов. Вместе с тем, предание указывает, что асуры (демоны) появились прежде богов. Вначале первенцы творения имели грады на небе и под землей и обладали всей полнотой небесной власти, но затем возгордились, преисполнились ненависти к миру и образовали его «полюс зла». На момент составления первых ведийских текстов поляризация небесных сил еще не была завершена — об этом свидетельствует тот факт, что в ранней ведийской литературе асуры нередко смешиваются с адитьями, проявляются как адитьи (Индра, Вруна, Митра и др.) — носители благих сил.

Но позднее происходит разделение небожителей на два враждующих лагеря: в упанишадах упоминаются «суры» (боги) и «а-суры» (не-боги). Первые осуществляют преимущественно созидательные функции, за вторыми закрепляется дурная репутация вредителей.

Отцом асур в разные времена признавали то Кашьяпу, то Праджапати, то Брахму (типичный для индуистской мифологии генеалогический «перевертыш»: асуры предшествовали богам, но боги родили асуров). Помимо асур, индусам известны также демоны ракшасы и пишачи. Общее количество злодеев исчисляется миллионами. Асуры воюют против богов, а ракшасы и пишачи — против людей. Демонов много: их количество исчисляется миллионами. Демоны имеют плоть и пол. В обычном виде они выглядят уродливо, но для осуществления своих коварных планов могут приобретать облик мужчин и женщин. Демоны смертны: их тела погибают в сражениях с богами и людьми, а их души — вместе с гибелью Вселенной. Иногда люди воспринимают демонов органами чувств, иногда не воспринимают. Но если в иудаизме (а также в христианстве и исламе) делается акцент на то, что в подавляющем большинстве случаев люди демонов не видят и не слышат, то в индуизме такого акцента нет.

Верховный демон, Бали, проживает со своими сородичами в подземном царстве.

Характерные черты индуистских демонов — исключительно злобный характер, могущество и агрессивность. Асуры вызывают затмения и засухи, останавливают течение рек, люто ненавидят богов и в сражениях с ними проводят всю свою жизнь. Противостояние асур и богов — центральная тема древнеиндийского эпоса. Наиболее могущественный из асур — демон засухи Вритра. Змееподобный, безрукий и безногий, он лежит в водах, издавая шипение, и распоряжается громом, молнией, градом и туманом. Не менее страшен демон затмений Раха, периодически заглатывающий солнце и луну.

Некоторые демоны совершают отдельные добрые поступки.

Целые сонмы злобных существ бродят вокруг деревень, перекрестков, холмов, около рек, прудов и по лесным дорогам – так было в древней Индии, так и в современной. Они имеют множество имен и обличий. Каждый индиец знает о ракшасах, рыскающих по ночам, о пишачах, поедающих трупы, о нагах, змеиных духах, иногда доброжелательных, а подчас смертельно опасных, о жутких демоницах, принимающих образ женщин с вывернутыми назад ступнями, крадущих деревенских детей. Поэтому у каждой деревни есть свое божество-охранитель. В каждом селении, городском квартале стоит Хануман с дубинкой на боку.

Особенно часто посещают людей все те, кто умер «безвременной» смертью из-за несчастных случаев, убийств, змеиных укусов и т.п., поэтому площадки для кремации, кладбища, баньяновые деревья и тому подобные места, посещаемые духами, представляют опасность.

В классическом индуизме установилось отличное от брахманизма мировоззрение – бог может активно вмешиваться в царство сансары. И преданное служение богу защищает от духов.

ЯКШИ

Это полубоги либо прекрасные юноши, либо карлики с отвислыми животами и короткими руками и ногами. Они — помощники бога богатства Куберы. Как правило, якши благожелательны людям, но могут быть вовлечены в действия злых сил. Якшини составляют один из разрядов демониц, сопровождающих Дургу.

РАКШАСЫ

Ракшасы не конфликтуют с богами, но неотступно преследуют людей. В Ведах эти существа описаны как многоголовые, одноглазые и рогатые ночные чудовища, а в эпосе и пуранах — как великаны-людоеды с огненными глазами и окровавленными клыками, «странствующие в ночи» (нишичары). Ракшасы вредят людям всеми возможными способами.

НАГИ

Наги – полубоги со змеиными телами и человеческими головами. Нагам принадлежит подземный мир – Патала, где находится и их столица, в которой они хранят несметные сокровища. Они способны менять свой облик, оживлять мертвецов, часто принимают человеческий образ. Среди правителей нагов выделяются тысячеглавый змей Шеша, а также Васуки, принимавший участие в пахтании океана, и Такшака, из-за которого совершилось великое жертвоприношение змей. С нагами постоянно сражается царь птиц Гаруда. Он похитил у них амриту, но наги, отведав напитка богов амриты, получили бессмертие («Махабхарата»). Наги часто сходятся с людьми. Потомство от таких союзов отличается изяществом и физической слабостью.

ПИШАЧИ

Согласно индийской мифологии, пишачами называют демонов низшего ранга. Когда Брахма создавал ракшасов, капли воды, которые омывали его ноги, попали в землю и после появления темных комков появились первые пишачи. По другой легенде Брахма создал их из своего гнева.

Эти демоны упали на землю и слились с чернотой ночи, в течение тысячелетий распространялись по земле, заполняя собой все темное и мрачное. Питаются пишачи детьми. Их злобный характер и способность украсть душу человека после смерти заставляет людей предавать огню умерших еще до захода солнца, что бы уберечь от вечной тьмы после смерти. Считается, что обителью пишачей являются горы Виндхья. Миф этот может иметь историческую основу, ведь могут описываться в виде демонов враждебные племена.

ГАНЫ

В древнеиндийской мифологии ганы — замкнутая группа (община) божеств (обычно низших богов), в которую входило 9 классов персонажей: адитьи, вишвы (Вишведэвы), васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, садхьи, рудры. Эти низшие боги выступали как помощники Шивы и возглавлялись Ганешей — их предводителем, сыном Шивы и Парвати. Ганеша — не столько хозяин и властитель божественных ганов, сколько посредник между нею и Шивой. Божества, образующие ганов, собираются на Гана-парвате (букв. «гора Ганов».), которая является местом их обитания.

ПРЕТЫ

В дренеиндийской мифологии существуют ненасытные духи умерших, которых зовут преты. Сущности после выхода из умершего человеческого тела вынуждены жить среди живых людей на срок до одного года. Живым необходимо за это время совершить ритуал очищения во избежание превращения претов в демонических созданий (бхутов) свиты жестокой богини Шивы. После обряда души поднимаются в небесное царство для соединения со своими предками.

ВЕТАЛЕ

Ветале – злой дух, который, по преданиям, входит в свиту бога Шивы. Он живет на кладбищах и вселяется в человеческое тело после смерти. Мертвец превращается в зомби и приходит в мир живых. В переводе с санскрита «Ветал» — «дух», «призрак». При этом этимология слова тесно связана с понятием «Ветала», что означает «вампир». Оба названия относятся к данному персонажу мифов и легенд неслучайно, Ветале – это дух с неудержимой тягой к свежей крови.

БХУТЫ

Одно из демонических созданий – бхуты. Их название упоминается в индуисткой мифологии, где на древнеиндийском наречии означает «бывший». Считается, что бхуты состояли в свите Бхутешвара (Шивы – индуистского божества). В некоторых литературных источниках бхуты упоминаются в качестве духов умерших, негативно настроенных по отношению к живым.

КИМПУРУШИ

У каждого народа издревле существовали поверья о чудовищах, имеющих черты и людей, и животных (это и египетские сфинксы, и греческие кентавры, минотавры, гарпии и т.п.), а также оборотнях – людях, способных обращаться в животных. В индуизме таких существ, обладающих божественной полузвериной-получеловечьей сутью, называют кимпурушами, что в переводе с санскрита означает «как человек», «почти человек». Среди всего многообразия нечисти, досаждавшей людям, кимпуруши наиболее неприятны людям. Потому что слишком уж схожи с человеком, но все же иные.

КУЛЬТ ГРАМАДЭВАТЕ

Этот культ возник в глубочайшей древности. Слова «граммадевата» – женского рода. Общинные божества часто называются «матерями». Сельские жители верят, что грамадэваты охраняют детей и рожениц, могут уберечь от болезней, от засухи, скот от падежа, но способны принести и всяческие беды. Такое двойственное отношение к духам характерно для всех традиций, связанных с поклонением им. Духов призывают, чтобы им поклониться, поднести дары и одновременно получить от них путем экзорцизма желаемое. Потом их изгоняют. В это время применяются обереги, чтобы духи не могли повредить. В некоторых деревнях построены специальные святилища для грамадэваты. Иногда в качестве их местожительства считаются камни или деревья. Этот культ почти не связан с почитанием Вишну и Шивы и существует параллельно с ним.

Пролистать наверх