Различные разделы тантры

Различные разделы тантры. Тантры обратного действия.

Большинство ученых согласны с тем, что существовало пять основных течений индуистских тантрических школ или групп, связанных с Шивой, Шакти, Вишну, Сурьей и Ганешей. Если бы все было так просто. Как отмечают Гудриан и Гупта в индуистской тантрической и шактинской литературе, тантры являются пасынками индологии, и практически невозможно отделить шиваитский от шактинских сочинений из-за тесной связи между ними.

Сэр Джон Вудрофф говорит в своем сборнике эссе «Шакти и Шакта»: «Каждая секта прихожан имеет свои собственные тантры. В предыдущей главе я кратко упомянул тантры шайвасиддханты, панчаратра агамы и северного шиваизма, тип которого задает тантра Малинивиджая. Согласно «Панчопасане», древнее пятеричное деление поклоняющихся было, согласно «Панчопасане», «Сурья» и «Ганапатья». Вайшнав, Шайва и Шакта, мула(коренными)-деватами которых были Сурья, Ганапати, Вишу, Шива и Шакти соответственно.

Панчаратра агама — это вайшнавская школа тантры. Английское введение в Шри Панчаратраракша, цитирует П. Шриниваса Айенгар сказал: «Влияние агам или тантр, как они более привычно известны, на жизнь Индии было глубоким. Живая индуистская религия сегодня от мыса Коморин до самых отдаленных уголков Тибета, по сути, тантрическая. Даже те немногие подлинные ведические обряды, которые сохранились и предположительно происходят прямо из Вед, например сандхья были изменены добавлением тантрических практик.

В Лакшмитантре, тексте Панчаратры, сказано: «Сильное наслаждение, получаемое от наслаждения через физический контакт, следует медитировать (йогином) с неподвижным умом как моей собственной личностью [Лакшми]. Состояние удовольствия, полученное от стимуляции и трения с некоторым рекомендованным объектом (наслаждения) (то есть) эротическим наслаждением, должно культивироваться (йогином). Удовольствие, получаемое от наблюдения за каким-то предметом глазами, от вкуса (какого-то предмета), от прослушивания (какого-то звука), от вдыхания запаха, — это мое блаженное проявление.

Как указывает ученый Дэвид Гордон Уайт в своей книге «Алхимическое тело», элементы индийской тантрической традиции существовали с VI века нашей эры, а, возможно, и раньше, и в течение этого периода претерпели различные изменения, преобразования и трансформации.

Даже в пределах пяти широких разделов существует так много разделов и подразделений, что вам понадобится довольно острый меч, чтобы разрезать этот конкретный гордиев узел. Наложите это на волнения мусульманских вторжений с севера, изобилие местных культовых богинь и богов с сопутствующим им фольклором, влияние религии ведиков, существование текстов, таких как упанишады и пураны, распространение различных школ философия и йога, влияние буддизма, и вы получите картину.

Сами по себе тантры не помогают — как вы можете видеть из отрывков текстов в этой книге, однородность не самая высокая по шкале тантрических приоритетов. Некоторые из дайджестов включают в себя то, что составляет целый пантеон индуизма — см., например, Мерутантру. Но это, пожалуй, не так уж и странно. Согласно «Матрикабхедатантре», так называемой «алхимической тантре», все дэвы являются формами одной богини, а все дэвы являются формами одного бога, Шивы.

Шри Чандика сказал: Почему существуют различные богини, такие как Тарини, Брахмани, Шакти-Трипура, Вайшави, Шакамбхари, Тара, Трипура и Шамбхави. Шри Шанкара сказал: Когда Савитри, Мать Веды, родилась из тела Кали, она дала три Веды и Брахмана-Шакти. Из тайной махавидьи, известной как Шайви-Экаджата, произошла Лакшми-Вайшнави, которая также дарует три веды. Тайная махавидья, Шри Трипурасундари, — это Шамбхави, высшая, Майя, Трипура, податель освобождения. На самом деле махавидья носит разные имена. Точно так же первобытный бог — один, с разными именами.

Деление на «божественные» (дивья), «героические» (вира) и «звероподобные» (пашу) бхавы (состояния) во многих тантрах не особенно полезно, потому что они по-разному определяются во многих различных текстах. Хотя многие согласны с тем, что вира, или герой, — это храбрая душа, которая участвует в обрядах левой руки (вамачара), в которые входит женщина, в этом вопросе также нет единства. Все зависит от конкретного текста, времени, когда он был написан, места написания и традиции, породившей его.

Пролистать наверх