Про вамачарский аспект праздника Наваратри

Великая Богиня Дурга, рожденная из Божественного света, девять дней и ночей сражалась с могущественными демонами и победила их. Эта легенда символизирует победу человека над его пороками. Каждый год, осенью и весной, в Индии празднуют девятидневный Наваратри — праздник почитания Дурги. Полнее всего эта легенда изложена в Деви-Махатмье.

Древнейший арийский текст «Деви-махатмья» состоит из трех легенд:

— Победа над асурами Мадху и Кайтабхой;
— Победа над асуром Махишей;
— Победа над асурами Шумбхой и Нишумбхой.

Пять главных асуров в махатмье являются символами пяти основных человеческих пороков. В тантризме они представляются пятью элементами ритуала панчамакара (рыба, мясо, зерна, вино и соитие).

Согласно «Дэви-Махатмье», Дэви была воплощена, чтобы уничтожить Мадху и Кайтабху — асуров, мечтавших уничтожить самого Господа Брахму. Брахма склонился перед Великой Богиней, которая пребывала в глазах Вишну в качестве Йога-нидры (божественного сна) и вознес свое восхваление Богине, упрашивая Ее разбудить Вишну, чтобы тот мог убить асуров. Однако боги потерпели поражение перед демоном Махишасурой, так как в награду за долгий и аскетичный тапас этот демон получил от Брахмы в подарок неуязвимость к любым покушениям со стороны воинов мужского пола. Почувствовав свою безнаказанность, Махишасура покорил землю, а после принялся и за небеса.

Тогда боги попросили помощи Шивы и Вишну. Из лиц и тел всех богов изошел Великий Свет, который наполнил собой все вокруг. Из этого сияния явилась женская фигура. Так из Божественного Света богов была сотворена Богиня Дурга, которая появилась перед богами в образе десятирукой женщины небесной красоты, в её руки каждый Бог вложил свое оружие.

Дурга получила от Вишну диск, от Шивы — трезубец, от Варуны — раковину, от Агни — огненное копье, от Вайю — лук, от Сурьи — колчан со стрелами, от Ямы — железное копье, от Брахмы — заклинания, от Индры — ваджру, от Куберы — булаву, от Вишвакармана — топор, от Самудры — драгоценные камни и волшебные орудия, от Молочного Океана — жемчужные ожерелья, от Химавата — льва, от Ананты — змеиный браслет. Так была рождена, и экипирована по последнему слову божественной техники, Великая Богиня-сокрушительница, могуществом превосходящая всех асуров и богов.

Во время битвы Дурги с асурами из её божественного третьего глаза явилась Богиня Кали и множество других женских божеств. И все они в конце концов одержали победу над полчищем демонов, возглавляемых Махиш-асуром.

Праздник Наваратри является символическим процессом трансформации человека на пути самосовершенствования, высшей ступенью которого является реализация его Божественной природы. Наваратри — это время самоосознания и очищения, оно традиционно является благоприятным периодом для новых дел и начинаний. Если вы привыкли начинать новую жизнь с понедельника и все что-то как-то не складывается — попробуйте начать перемены себя к лучшему в первый день Наваратри!

В соответствии с традиционными воззрениями, каждый персонаж ДМ олицетворяет дисгармоничное (асуры) и гармоничное (боги) функционирование таттв и их сочетаний в макро- и микрокосме, а также правильное или неправильное применение тантро-йогических практик. Свами Шивананда пишет о ДМ: «Это – один из самых известных в Индии религиозных текстов. Он почитается наравне с Гитой. Там в аллегорической форме показано, что главными препятствиями на пути к спасению являются наши собственные желания, гнев, жадность и невежество, и что милостью Божественной Матери мы можем преодолеть их, если будем искренне поклоняться Ей» (Шивананда, с. 64). Первая чарита ДМ, включающая первую главу поэмы и повествующая об убиении Мадху и Кайтабхи, соотносится с ментальным планом. Поэтому Мадху и Кайтабха, олицетворяющие ложь и коварство, являются демоническими силами ментального плана. В ритуале панчамакара тантристов левой руки (вамачара) они символизируются соответственно вином (мадья) и мясом (мамса). Убивающее их проявление Богини — Маха – Кали – Махамайя обозначает нисходящий поток вселенской Махакундалини, пронзающий соответственно сахасрару, аджню и вишуддха-чакру, т.е. разрубающий узел себялюбия и ложного самоосознавания. Это есть проникновение Шакти в виджнянамайя- и маномайя-кошу.

Вторая чарита ДМ повествует о войне с асуром Махишей. Это нисхождение Шакти (в проявлении Маха-Лакшми, олицетворении Йогамайи, мистической силы всех богов) на план тонких энергий. Теперь Махакундалини проникает в пранамайя-кошу и, пронзая Вишну-грантхи, очищает анахата-чакру. Махиша и связанные с ним асуры означают неправильное совершение пранаямы. В ритуале панчамакара Махиша символически представлен рыбой (матсья), поскольку это живущее в воде существо напоминает о таттве воды, которая ассоциируется в йоге с праной и праномайя-кошей.

Третий и последний раздел ДМ рассказывает об убиении Шумбхи и Нишумбхи и их соратников. Все они являются асурами проявленного, материального плана, а на уровне микрокосма- грубые чувства, привязывающие к телу и ко всему материальному. Здесь Богиня в проявлении Маха-Сарасвати нисходит на план проявления, входит в аннамайя-кошу и как Махакундалини пронзает Брахма-грантхи, тем самым очищая сферу грубых таттв. В ритуале панчамакара Шумбха и Нишумбха представлены зерном (мудра) и соитием (майтхуна).

Подобно тому, как Шива имеет пять ликов (Садйоджата, Вамадева, Агхора, Татпуруша, Ишана) и обладает пятью видами сил, так и демоническое начало (омраченное состояние сознания) ограниченной дживы пятилико. Пять главных асуров в ДМ символизируют эти лики демонической силы, а они в свою очередь символически представлены пятью таттвами (мамса, матсья, мадья, мудра, майтхуна) панчамакары.

В ортодоксальном индуизме они считаются «нечистыми», «опорами греха», «средоточием пороков». Поэтому ритуальное их принятие символизирует «поглощение» их Богиней и таким образом «обезвреживание».

Чанда, Мунда, Дхумралочана и другие второстепенные асуры ДМ также олицетворяют определенные качества и состояния, и прежде всего, пороки, являющиеся следствием пяти основных пороков, представленных пятью главными асурами. Так, Чанда – это злобность, гнев и ярость, а Мунда – тупость. На это намекают их имена: Чанда — «свирепый», Мунда – «череп». Злобность (Чанда) и тупость (Мунда) – выступают как следствие применения силы во зло (Нишумбха) и самодовольного плотского сознания (отождествления себя с телом) (Шумбха), поэтому Чанда и Мунда и выступают как соратники Шумбхи и Нишумбхи.

Панчататтва понимается как пять элементов человеческого тела, последовательно расположенные в пяти нижних чакрах, т.е. речь идёт о подготовке к подъёму кундалини. Основная проблема, связанная с подъёмом – это то, что дисбаланс этих пяти элементов блокирует прохождение кундалини вверх. Ритуал же приводит эти элементы в состояние равновесия.

Всегда почитай Божественную Мать посредством панчататтвы. Пуджа, совершённая без 5 М, становится колдовством [, не приносит желаемого плода, а лишь препятствия на каждом шагу — дополнение по Маханирвана-тантре]. Путём 5 М Богиня мгновенно изливает Свою милость. Через пятую [таттву] садхака становится [Самим] Шивой. В Кали-югу нет ничего равного панчататтве. Панчататтва — это высший Абсолют, панчататтва — путь в Запредельное, панчататтва — это Великая Богиня, панчататтва — это Садашива. Панчататтва — сам Брахма, панчататтва — это Джанардана (Вишну). Панчататтва восславлена как великая Йога, освобождающая через наслаждение. О Богиня, панчататтвой мгновенно уничтожаются десятки миллионов тяжких грехов… Там, где есть 5 М, несомненно, обитает Богиня; от [того же места,] где её нет, Мать вселенной отворачивается. Без 5 М нет счастья и Освобождения ни для шайвов, ни для вайшнавов, ни — в особенности — для шактов. Благодаря вину [садхака] радуется в Небесах, благодаря мясу превосходит всех людей, благодаря рыбе становится сыном Бхайрави, благодаря мудре достигает святости. О Богиня, высшей же таттвой (то есть майтхуной) человек обретает Единение (sAyujya). Всё это происходит тогда, когда Богиня почитается с бхакти.(Камакхья-тантра 3. 22-31)

Пролистать наверх