Принцип удовольствия

Зигмунд Фрейд определял принцип удовольствия как инстинктивное избегание боли или достижение удовольствия с целью устранить напряжённость и удовлетворить биологические и психологические потребности. В контексте тантрического буддизма йога сексуального союза выполняет совершенно иную функцию, нарушая анатомические и биологические инстинкты за счёт развития способности продолжительного экстатического возбуж дения.

Как сказал живший в VII веке махасиддха Арьядева: «Эротическая любовь, которой так наслаж даются несведущие, становится путами. И та же самая любовь, если вкусить её, заручившись пониманием, приносит освобож дение».

Однако получение удовольствия и избежание боли никогда не являлось истинной целью этой практики. В «Калачакра-тантре» объясняется цель развития возвышенных состояний блаженства, возникающих в процессе практики сексуального союза, как привнесение не ограниченными личным эго любви и мудрости во все виды активности человека: «Не существует более сурового нарушения, чем отсутствие страсти; не существует большей заслуги, чем блаженство. И потому, о царь, направь свой ум к неизменному блаженству».

Центральным аспектом освобождающего блаженства является
преодоление того, что в «Калачакра-тантре» обозначается как «привязанность к излиянию жидкости», поскольку «с излиянием жидкости заканчивается и страсть, а из бесстрастия возникают страдание… омрачение и смерть». В 1730-х годах тибетский визионер и лама Лелунг Шепей Дордже бросил вызов монашескому подходу к практике, давая учение о «магических техниках сексуальной йоги» монахам, сохраняющим целибат, определяя этот вид практики как искусные средства слияния собственной сущности с неизменным блаженством окончательной реальности. Его вызывавшие споры учения включали рецепты медицинских мазей, созданных для стимуляции и активизации эрогенных зон партнёрши.

В истории сохранилось следующее его изречение: «Пусть те, кто желает практиковать этот ритуал сексуального союза, выполняет его со страстным желанием достичь просветления на благо всех живых существ и пусть они достигнут спонтанного освобождения в теле света».

Пролистать наверх