Абсолютное доказательство Истины

Многие люди хотят найти ответы на свои вопросы. Эти вопросы могут быть очень разные, в зависимости от того, в какой бхаве они находятся. Если они воспринимают себя материальным телом, то находятся в пашу бхаве, и соответственно будут искать ответ на вопрос: «Как сделать тело красивым и даже бессмертным или обрести материальное благополучие?» Но те, кто начал идти по пути духовного развития, узнают, что они не являются этим материальным телом , тогда их начинают волновать другие вопросы, ведь они понимают как важно найти надёжный источник джняны(знания), из которого можно получить исчерпывающие ответы на все вопросы.

Для проверки джняны есть Трисат (Три критерия познания истины), также часто ссылаются на 21 качество знания, рекомендуемых Ведантами, а трисат рекомендуется тантрами.

Даша мула шикша — десять основных принципов, которые разделены на две части: праман и прамея. Первая часть – праман, доказательство, а другие девять – прамея, то что доказывается.
Праман (измерение) – важнейшая категория всей индийской эпистемологии, означающая валидные источники знания.
Средства познания, которые имеют статус праман, должны соответствовать следующим критериям:

1) быть источниками новой информации о вещах, а не воспроизводить полученную (поэтому из праман исключается личная память);
2) быть источниками определенного, точного знания (поэтому из праман исключаются все виды неопределенного познания, особенно современные сомнительные трактаты);
3) быть «атомарными» – несводимыми друг к другу.

Те реалии и истины, которые подтверждаются праманом, называются прамея. Прамея может быть определена как Абсолютная Истина, которая подтверждается надёжным доказательством.

Как известно, человек в ограниченном состоянии имеет шесть недостатков:
1. Несовершенность человеческих чувств (каранапатава)
2. Склонность к обману (випралипша).
3. Будучи единственным хранителем знания, человек будет эксплуатировать и подчинять себе других людей.
4. Совершает ошибки, находясь в иллюзии (бхрама).
5. Недостаток разума мешает понять истину (прамада).
6.То что остаётся непостижимым — называется прамада.

Ограниченная джива, воспринимающая себя отделённой и обладающая этими недостатками, не может понять, что есть истина и реальность. Существуют множество книг, в которых есть изобилие разнообразной информации, но все книги несовершенны, даже Священные Писания несовершенны. Один невежественный человек учится у другого невежественного человека.

Те, кто обладают первой основой Каула Дхармы — верой, принимают первоочередной авторитет Тантр, Священных писаний. Они принимают Агамы и Нигамы как доказательство. Они, в первую очередь доверяют Тантрам, а затем уже Бхагавад-Гите, Шримад Бхагаватам, Ведам, Ведантам, Пуранам, Упанишадам, Самхитам. Есть так много шастр, и те, кто имеют шраддху(веру), могут доверять им.

Однако одной веры в шастры ещё не достаточно, чтобы найти истину. Читая одно и то же, каждый понимает всё по–своему. Вначале каждый переполнен гордостью: «Я сам всему научусь, почитаю и пойму всё сам, без чьей-либо помощи». Но это не так легко. Поэтому первое — амная праха. Если хотите найти достоверную информацию и руководство, которому можно доверять, и оно не подведёт, и вы должны принять авторитет Тантр, как наиболее авторитетные Священные Писания для Кали Юги. И если вы следуете им, вы достигнете результата. Именно это знание приведёт вас к результату Освобождения.

Агамы – это воплощение духовного знания, в котором содержится брахма джняна. Но это знание должно быть получено от Гуру. Тогда это называется амная — надёжное доказательство.
Амная – это парампара к которой принадлежит гуру. Единственный надежный источник знания, единственное истинное доказательство – это утверждения Агам, полученные через гуру и парампару.

Тантры разнообразны и содержат много всего, и далеко не все утверждения Агам относятся к категории конечных выводов и высших истин. Поэтому, когда утверждения Агам принимаются и получаются через гуру-парампару, – это называется амная, и это — единственный источник надёжного доказательства Истины. Очень важно получить утверждения Агам через Садгуру, иначе возникнут ложные понимания. Амная праха – истинным доказательством являются только утверждения Агам, полученные через гуру-парампару.

Священные писания очень обширны. Есть два типа шастр: нигама и агама. Нигама относится к изначальным шрути. Агама – это смрити, или шастры, составленные мудрецами, особенно тантра шастры, которые проявились из дамару, барабана, Махадева Шивы. Эти шастры, нигама и агама, содержат два типа знания: пара-видья и апара-видья. Пара-видья означает эзотерическое (внутреннее) трансцендентное знание, а апара-видья означает внешнее мирское знание.

Апара-видья состоит из шести частей Веданга (часть Вед) — цикл обрядовой и научной литературы, примыкающий к Ведам:
1. Шикша — фонетика и фонология (сандхи)
2. Чхандас — метр
3. Вьякарана — грамматика
4. Нирукта — этимология
5. Джьотиша — астрология и астрономия, которые в частности описывают благоприятные дни для совершения яджн
6. Калпа — ритуаловедение.

Тантры, как содержащие эзотерические знания, понять весьма непросто, и в каждой традиции есть свои Священные писания. Многие люди, процитировав одну строку из Веданты, говорят: «Вот это – абсолютная истина, это – праман», хотя в первую очередь необходимо опираться на Тантры, как на эзотеричные и актуальные писания, а уж потом на Веданты как, на вторичные и не столь актуальные в Кали Югу. Все утверждения можно трактовать по-разному, так как смысл может сильно меняться в зависимости от принадлежности к парампаре.

Изучая то или иное утверждение глубже, обнаруживается, что без руководства нельзя понять правильно любое утверждение шастр и вовсе недостаточно просто процитировать какое-нибудь утверждение и сказать, что это праман, или доказательство излагаемой вами идеи.
Говоря о каком-либо духовном принципе, можно сослаться на утверждение из шастр, что называется вишайа. Но при этом кто-то может иметь самшайа, сомнение, в правильности вашего объяснения. Стремясь опровергнуть вашу идею, он выдвигает свои аргументы, также основанные на цитатах из шастр, это – пурва-пакша. Так возникает сомнение, исходя из которого, можно выстроить пурва-пакшу и привести множество аргументов, основанных на утверждениях шастр.

Есть три стадии дискуссии: вишайа, самшайа, пурвапакша. Последняя стадия — сиддханта, вывод. После определения сиддханты необходимо устранить кажущиеся противоречия в утверждениях шастр, что называется сангати. Сангати означает «согласование». Необходимо примирить противоречащие друг другу факты. В одном писании говорится одно, а в другом — совсем противоположное. Нельзя заканчивать объяснение темы заявлением: «Такова сиддханта, заключение». Следует показать, что все цитаты из шастр с обеих сторон истинны — в шастрах нет противоречий». Шастры никогда не противоречат сами себе.
Если кто-то приводит в качестве доказательства только одну шлоку из ведант, не подкрепляя цитатами из тантр, и утверждает, что это его вишайа, тезис. При этом его читатели могут очень легко допустить грубую ошибку. Они видят только часть истины и спешат сказать: «Так вот оно что! Вот она, истина!» Они поверили тому, что узнали и только потому, что это высказывание подписано «Каула Дхарма», хотя это может и не являтся истиной.

Но тот, кто хорошо знает тантрическую традицию, не будет торопиться с окончательным выводом, и вполне правомерно попросит подкрепить слова цитатами из Актуальных Священных писаний. Это означает, что возникло вполне оправданное сомнение, самшайа. И затем приводится пурвапакша, антитезис, доказательства против первоначального тезиса. Проанализировав тезис и антитезис, необходимо придти к истинному заключению, сиддханте. Определив сиддханту, нужно перейти к сангати, то есть примирить высказывания из шастр, в порядке актуальности, таким образом, чтобы понять их истинное значение и цель в соответствии с контекстом в шастрах.
Усердные садхаки не должны позволять вводить себя в заблуждение ложными высказываниями типа: «Джива брамина переходит на Каула варши, такова Каула Дхарма» или даже абсурдными: «Каула Дхарма это развитый брахманизм, вот вам моё доказательство», которые не подкреплены цитатами из Авторитетных Агам.
Часто используют вырванные из контекста утверждения, с помощью которых можно доказать всё что угодно. Чтобы принять то или иное высказывание, необходимо пройти стадии: вишая, самшая, пурвапакша, сиддханта и шастра сангати.

При необходимости выяснить смысл, татпарйа, любого утверждения, следует руководствоваться шестью признаками:
1-й признак — упакрам и упасамхар, что означает «начало» и «конец» анализируемого текста. Если необходимо исследовать главу книги, группу шлок или целую тантру. Дабы выяснить истинный смысл, то первый признак, на который следует обратить внимание – упакрам, начало, и упасамхар, заключительная часть.

Кто-то может процитировать какую-нибудь историю из Ведант или только вступительную фразу, используя это для своей цели, но в самих шастрах в действительности эта история была только упакрам, вступлением, к раскрытию иной идеи.
Таким образом, в науке интерпретации необходимо исследовать упакрам и упасамхар – как начинается и как заканчивается повествование. Вступление может быть связано с главной темой, а может и не быть. Часто утверждения шастр интерпретируются неверно, когда ошибочно принимают идею, высказанную во вступлении, за главную, хотя её роль заключалась лишь в постепенном приближении к главной теме.
Когда смысл упакрама и упасамхара совпадают, это даёт основание полагать, что таковым было истинное намерение автора. Например, Шримад Бхагаватам начинается и заканчивается обращением к гаятри мантре. По наличию этого признака, весь Шримад Бхагаватам можно было бы рассматривать как комментарий на гаятри мантру.

2-й признак — абхйаса, повторение. То, что является истинным смыслом шастры, будет несколько раз повторяться в разных местах писания.

3-й признак – апурвата, поразительные или беспрецедентные утверждения, на которые делаются особые ударения для подчёркивания важности и значимости утверждения.

В тантрах нередко встречаются такие высказывания: «Оставь все дхармы». Другие шастры говорят, что вы обязаны следовать дхарме, иначе вы попадёте в ад. Но в Джнана санкалини Тантре сказано: «Самопознание — причина счастья и освобождения для человека, а не Дхарма, не карма и не произнесение мантр». Это апурвата, поразительное беспрецедентное утверждение. Оно обьясняет истинный смысл.

4-й признак – пхалам, что означает «плод», суть, цель.

Всё, что ведёт к духовному Освобождению, всё прочее признаётся не важным и сковывающим.
Рудраямала тантра утверждает:«Смрити, агамы, пураны, различные значения Вед — следует практиковать все эти шастры ради знания Истины», но тут же открывает суть предыдущего выражения: «Пусть мудрый затем оставит все шастры, как желающий богатства — шелуху.»

5-й признак – артхавада, что означает «прославление».
То, что связано с предметом любой шастры, будет в ней прославляться неоднократно.
Это означает, что необходимо выяснять, что в тантре прославляется, и поэтому судить о её важности.

Таким образом, в шастрах иногда что-то прославляется только для того, чтобы усилить веру в то, что сказано, потому что если нет веры, первой основы Каула Дхармы, то понимание будет неверным. И если у вас нет сильной веры в то, что вы узнаёте, то глубокий смысл этого так и не будет постигнут.
Какой-то определённый предмет или действие может прославляться, чтобы привлечь внимание к заключению, которое содержится в тексте. В другом случае прославление может быть использовано только для того, чтобы усилить веру в определенную идею или принцип.

6-й признак — упапати, уместность.

Если анализируемое утверждение подходящее, — тогда это то, что поможет пониманию. Упапати может также означать логическую последовательность утверждений, раскрывающих определённую идею. Поэтому излагаемые в шлоках мысли являются логическим продолжением друг друга, ведя к пониманию главной идеи. Каждое утверждение является логическим развитием этой идеи и связано с предыдущим утверждением, все они выстраиваются в одну линию и подводят к выводу, который основан на всех предыдущих утверждениях. Таким образом, оба значения слова упапати, уместность и логическая последовательность утверждений, фактически означают одно и то же. Этот признак должен быть хорошо исследован, так как помогает развить саттарку, один из важных критериев Трисат.

Итак, общая схема такова:

1) упакрам-упасамхара — исследование начала и заключения;
2) абхьяса — изучение того, что повторяется;
3) апурвата — фиксирование беспрецедентных утверждений;
4) пхалам — выяснение результата или плода;
5) артхавад — понимание того, что именно прославляется;
6) упапати — определение логичности и уместности утверждений.

Это шесть компонентов метода, с помощью которого можно правильно интерпретировать утверждения Священных писаний. Применяя этот метод интерпретации к любому утверждению, вы сможете грамотно вести дискуссию, выдвигая истинные вишаю, самшаю, пурва пакшу, сиддханту и сангати.

Это метод, с помощью которого приходят к пониманию истин, изложенных в шастрах. Однако человек не сможет сделать этого самостоятельно, потому что ограниченная джива имеет шесть видов недостатков. Поэтому необходимо обратиться к своей гуру-парампаре. Гуру даёт заключение, сиддханту, и укрепляет веру в сиддханту, показывая, что есть истина, используя эти методы интерпретации утверждений шастр.
Поэтому, когда садхака видит в шастрах то или иное утверждение, которое противоречит тому, что до сих пор слышал, не нужно паниковать и волноваться. Сиддханта ачарьи совершенна.

Если есть какое-либо сомнение, необходимо обратиться с вопросом к квалифицированному и образованному садхаку или Гуру, который сможет вам всё объяснить и адекватно ответить на любой вопрос. Тогда все ваши сомнения уйдут и вы поймёте сиддханту.
Возможно, что ваша первая идея была неправильной, и потом вы её измените в соответствии с правильной сиддхантой. Однако может случиться, что ваша первая идея была правильна и вы услышали что-то противоречащее этому. Это заставило вас сомневаться в истинной сиддханте. Как бы то ни было, если вы будете общаться с садхаками принадлежащими к Каула сампрадайе, которые правильно понимают всю сиддханту, то они объяснят вам истину, и все сомнения уйдут.

Пролистать наверх