Кармамудра

Махасиддха Тилопа, сформулировавший систему шести йог, которую позже передал своему ученику Наропе, описал кармамудру (санскр. karmamudrā), или практику с супругой, следующим образом: «Чистое осознавание блаженства и пустотности возникает посредством экстатического служения супруге — поддерживая единство проникающего видения и искусных средств, позволяя внутренним сущностным частицам спускаться вниз, удерживая и возвращая их назад, к источнику, растворяя их по всему телу.

Но лишь при условии отсутствия страстного желания и привязанности возникает наивысшее осознавание. Затем, наделённый жизненной силой и вечной молодостью, которые возрастают как растущая луна, наполненный светом и ясностью, ощущая силу льва, ты сможешь быстро обрести мирские сиддхи и окончательную реализацию».

Марпа Чокьи Лодро, получивший передачу шести йог от Наропы, усердно выполнял эту практику и отзывался о ней следующим образом: «С помощью практики внутреннего жара я смог ощутить четыре вида радости, а с помощью практики йоги союза с супругой я довёл их до совершенства».

Несмотря на то что подобные практики были тайными, в рамках традиции устной передачи йога сексуального союза в контексте абсолютного и взаимного сострадания считалась наиболее действенным методом достижения просветления ума и тела.

Лама Тубтен Еше сказал: «С точки зрения тантры это не мужчина проникает в женщину, а женщина проникает в мужчину».

Пролистать наверх