Мармы: энергетические точки йоги и аюрведы

Сегодня использование точек давления для массажа и акупунктуры стало популярной темой в естественном исцелении. В Аюрведе, традиционной медицине Индии, эти точки давления называются мармами, что означает «уязвимые» или «чувствительные» зоны. Такие точки можно использовать специально для диагностики и лечения заболеваний или в целом для укрепления здоровья и долголетия.

Мармы являются неотъемлемой частью всех аюрведических методов лечения, от простых самолечений до сложных клинических процедур. Они составляют один из столпов аюрведической мысли и практики.

Мармы также являются важным аспектом науки Йоги, с которой Аюрведа тесно связана. Йога не только имеет сложную систему физических поз, она также признает силу праны или жизненной силы, которая отражается через точки мармы на поверхности тела. Понимание марм может повысить эффективность любого уровня или типа практики йоги, будь то использование тела, дыхания или ума.

Точно так же, как точки акупунктуры используются как в китайской медицине, так и в китайских боевых искусствах, точки мармы также используются в боевых искусствах Индии, например, в традиции Каларипаят в Южной Индии. Боевые искусства подчеркивают, как наносить удары по этим уязвимым точкам с силой и точностью, чтобы противостоять атакующим. Существование таких жизненно важных областей демонстрирует, что тело — это не просто физическая масса, а сложное энергетическое поле с точками силы, через которые мы можем управлять как физиологическими, так и психологическими процессами.

Мармы являются частью более великой «священной физиологии», которая отображает тело в соответствии с тонкими энергетическими потоками и точками силы. Тело имеет свои особые священные точки, так же как Земля имеет свои священные места и энергетические потоки согласно сакральной географии. Мы должны изучить эту священную географию нашего собственного тела, чтобы настроиться как на Землю, так и на большой космос.

Не зная этих силовых линий на нашем собственном теле, мы не можем по-настоящему понять себя или свое взаимодействие с окружающей средой, а также не можем создать прочный баланс и гармонию в нашей жизни. Тем не менее, хотя мармы являются ключевым компонентом традиционных наук Индии, не многие люди на Западе знают о них, в том числе многие, кто изучал йогу или даже аюрведу. Изучение марм добавляет новое измерение в понимание обеих систем, помогая нам подключиться к течениям жизненной силы и творчества внутри и вокруг нас.

В качестве первого шага к пониманию марм давайте исследуем, как они вписываются в общую схему йоги, аюрведы и других ведических наук.

Аюрведическая медицина и марма-терапия

Аюрведа — это традиционная система оздоровления Индии, ее глубокая система медицины разума и тела, естественного образа жизни и йоговского здоровья. Аюрведа, которая означает «наука о жизни», сегодня она получила признание благодаря своим прекрасным диетическим, травяным, жизненным и йогическим методам лечения, которые помогают нам жить дольше, счастливее, мудрее и в большей гармонии с большей вселенной жизни и сознания. Аюрведа была доминирующей медицинской парадигмой на Индийском субконтиненте до наших дней и до сих пор широко практикуется во всем регионе как целостная медицинская система. Его корни уходят глубоко как во времени, так и в сознание. Аюрведа является частью древнего духовного наследия человечества, которое содержит много тайных знаний и глубокой мудрости. Она тесно связана с духовной наукой Йоги и развивалась параллельно ей как исторически, так и с точки зрения ее основных концепций.

Наука марма или марма-видья — еще одна необычная и динамичная аюрведическая терапия, имеющая огромное значение для здоровья, болезней, повседневной жизни и духовной практики. Марма-терапия или Марма Чикитса — важный метод аюрведического лечения всего спектра серьезных и незначительных жалоб на здоровье. В аюрведических текстах описано множество различных областей мармы, а также их специфическое воздействие как на тело, так и на ум. Мармы различаются по размеру от очень маленьких до очень больших, от особых точек на руках и ногах до значительных участков туловища, таких как сердце или пупок. Под воздействием манипуляций мармы могут изменить как органические функции, так и структурное состояние тела. Благодаря правильному использованию марм вся наша физическая и умственная энергия может быть сознательно увеличена, уменьшена или перенаправлена ​​трансформирующим образом.

Мармы напоминают акупунктурные точки традиционной китайской медицины, но распространяются на большие участки тела. Они включают жизненно важные органы, такие как сердце и мочевой пузырь, а также кости, суставы и точки на поверхности тела. Мармы являются центрами жизненной силы или праны, главной силы, стоящей за физическими и психологическими процессами. Мармы служат как пранические переключатели, которые можно использовать для включения или выключения праны в различных местах тела. С помощью манипуляций с мармами прана может быть направлена ​​на устранение препятствий, улучшение потока энергии или выявление скрытых энергетических резервов и установление связи с высшими силами жизни и природы. Это делает марма-терапию важным инструментом «энергетического» или «пранического исцеления».

Состояние марм — важный диагностический инструмент в Аюрведе. На участках мармы иногда годами скапливаются токсины, стресс и отрицательные эмоции. Заболевание выражается в боли, закупорке или припухлости в этих областях еще до того, как оно может проявиться внешне в виде полного спектра симптомов заболевания. Аюрведические врачи пальпируют мармы как неотъемлемую часть обследования пациента и получают от них много информации. Снятие боли, закупорки или отека на участках мармы — важное терапевтическое средство и один из первых этапов многих аюрведических процедур.

Мармы являются ключевыми местами для аюрведической обработки тела и массажа. Аюрведический массажист сосредоточится на областях марм, которые нуждаются в стимуляции или высвобождении, и будет использовать соответствующие методы для регулировки потока энергии. Аюрведа лечит мармы давлением, теплом, иглами, массажными маслами, травами или ароматическими маслами, предоставляя через них множество инструментов для работы с нашей внутренней энергией.

Мармы — общая тема в трех великих классических произведениях Аюрведы. Чарака, Сушрута и Вагбхатта, которые предоставляют обширную информацию об их местонахождении, функциях и применении. Марма-терапию можно использовать вместе со всеми аюрведическими методами лечения, от детоксикации до тонизирования и омоложения, от ухода за собой до сложных клинических процедур, таких как Панча Карма.

Мармы и система йоги

Мармы являются ключевыми энергетическими центрами для практики йоги на всех уровнях от поз йоги (асан) до глубокой медитации (дхьяна). Позы йоги влияют на энергию, удерживаемую в конечностях, суставах и позвоночнике, которые содержат важные мармы. Асаны можно использовать для стимуляции и уравновешивания марм различными способами. Точно так же можно манипулировать определенными мармами, когда человек выполняет различные асаны, чтобы усилить их воздействие.

Мармы соединяются с нади (тонкими нервами) и чакрами (энергетическими центрами) тонкого тела и ума. Они управляют взаимодействием между физическим и тонким (праническим) телами и обменом энергией и информацией между ними. Это означает, что мармы важны для исцеления как тонкого, так и физического тела. Используя мармы, мы можем восстановить надлежащую связь между тонким телом (нашей внутренней энергией, настроениями и эмоциями) и физическим телом (нашим материальным состоянием), в результате чего улучшится здоровье и жизнеспособность на обоих уровнях.

В качестве важных участков тела, в которых находится прана, мармы можно использовать вместе с йогическими дыхательными практиками (пранаямой). С помощью йогического дыхания мы можем направлять Прану через различные мармы в лечебных целях, улучшая их поток энергии изнутри. Мармы — ключевые места, где накапливаются стресс и привязанность, блокируя свободный поток энергии и осознанности. Их можно лечить с помощью техник релаксации и йогической практики пратьяхары (йогические методы интернализации и сенсорная терапия) для снятия таких блокировок.

Точно так же мармы имеют место в высших практиках йоги — концентрации, мантрах и медитации. Специальные мантры могут использоваться с определенными мармами для повышения физической или психологической силы, приспособляемости и иммунитета. Те, кто регулярно медитирует, становятся чувствительными к состоянию марм и осознают поток энергии через них, который они могут научиться изменять только с помощью мысли и силы воли. Развивая умственную концентрацию, медитирующие могут научиться заряжать энергией или очищать точки мармы без какой-либо внешней помощи.

Следовательно, хороший учитель йоги должен хорошо знать мармы и то, как они соотносятся с различными практиками йоги. Серьезный ученик йоги не должен упускать из виду расположение или функцию марм в развитии эффективной практики.

Мармы и ведические науки

Наука мармы (марма-видья) является неотъемлемой частью всех «ведических» или «йогических» наук, возникших в Индии в древние времена. Ригведа, самый старый ведический текст, представляет собой собрание мантр, которые представляют собой слова силы или первичные звуки, отражающие работу вселенной на всех уровнях. Эти ведические мантры — сутью которых является божественное слово ОМ — отражают «космические мармы», точки чувствительной энергии, которые управляют большой вселенной и ее процессами. Подобно тому, как мантры — это силы-семена, лежащие в основе речи и языка, так и мармы — это места-семена, лежащие в основе тела и его движения.

Ведическое видение рассматривает всю вселенную или макрокосм как космическую личность или Пурушу, а человеческое тело — как копию или миниатюру, микрокосм. Это означает, что отображение энергетических полей в человеческом теле отражает отображение Вселенной в целом. Наука марма возникла из этой ведической точки зрения, согласно которой наша прана, или поле жизненной энергии, подчиняется той же схеме, что и мир природы. Первоначально марма была частью ведических боевых искусств или Дханурведы, которая является одной из четырех Упавед или вторичных Вед.

Четыре Упаведы или вторичные Веды

  1. Дханур Веда — боевые искусства.
  2. Аюрведа — лекарство как для тела, так и для разума.
  3. Гандхарва Веда — Музыка, танец и литература.
  4. Стхапатья Веда — Васту, или направленные влияния и архитектура.

Однако наука о марме — важная часть всех ведических наук, связанная со всеми ведическими дисциплинами, от танца до астрологии. Он отражает музыку природы и точки, в которых наше тело может подвергаться влиянию четырех направлений. Он связывает нас с космическими ритмами, через которые наша жизнь достигает всеобъемлющей жизни.

Марма, Тантра и Сиддха Медицина

Мармы особенно важны в системе медицины Сиддхов, тантрической и южноиндийской форме Аюрведы. В системе сиддхов мармы упоминаются под термином «варма», старым синонимом мармы как участка тела, требующего защиты. Ведический риши и мудрец Агастья считается основателем науки вармы.

Согласно системе сиддхов, вся вселенная происходит от союза Господа Шивы — сознания — и его жены Парвати — энергии или. Шива тесно связан с праной. Прана в покое — это Шива, а в движении — Шакти. Использование мармы или вармы как формы лечения энергией связано как с силами Шивы, так и с силами Шакти.

Согласно сиддхам, точки вармы невидимы, но их можно проследить там, где вместе концентрируются тело, ум и психическая энергия. Таким образом, это места, где жизненная энергия в теле может быть заблокирована. Это может быть связано как с внешними травмами, так и с внутренними факторами, такими как страх или гнев. Такие завалы можно воспринимать как некую психическую энергию. Следовательно, мармы можно контролировать с помощью медитации, мантры, пранаямы и других йогических методов. Мармы также можно использовать для усиления умственных и духовных сил. Система сиддхов относится к мармам по отношению к влиянию Луны и планет на человеческое тело, привнося также астрологическую связь.

Историческая справка о Мармах

Науку мармы можно проследить вместе с историей цивилизации и целительства в древней Индии, которая является одной из старейших и самых сложных цивилизаций в мире.

Это начинается с древней культуры Инда Сарасвати (3500-1700 гг. До н.э.), крупнейшей городской цивилизации в мире того времени, что обнаружено в крупных археологических памятниках, таких как Хараппа, Мохенджодаро, Ракхигархи и Дхолавира, большинство из которых расположены на давно засохших вверх по реке Сарасвати в Северной Индии.

Наука марма выросла вместе с другими ведическими дисциплинами того периода, включая науку йоги, что видно из множества печатей фигур в йоге и поз для медитации. Ранние ведические тексты, вероятно, датируемые этим временем, описывают основные области мармы, такие как голова, сердце и пупок, а также различные праны, а также ткани и органы тела.

После этой долгой эпохи формирования наступил классический период Аюрведы (1700 г. до н.э. — 700 г. н.э.), в котором были составлены основные аюрведические тексты, такие как Чарака Самхита, Сушрута Самхита, Аштанга Хридая и Аштанга Санграха. Эти классические произведения содержат отсылки к мармам, особенно к Сушруте, который сам был хирургом. Это был тот же период, когда в йогических текстах, описывающих асаны, пранаяму и нади, также упоминалось использование марм. В более позднюю часть этого периода буддийская религия распространила аюрведу, марма-терапию и родственные боевые искусства на восток, в Китай и Японию.

После этого классического периода наступил длительный упадок Аюрведы, вызванный иностранными вторжениями и колониальным правлением, продолжавшийся до наших дней, когда многие тексты и практики были утеряны, в том числе много важной информации о мармах. Только в недавний период после обретения Индией независимости в 1947 году возрождение Аюрведы привело к новым исследованиям по таким темам, как марма, которая теперь рассматривается как один из наиболее важных аспектов Аюрведы, требующий нового критического изучения и применения.

Мармы и боевые искусства

Знание марм было частью пути воина, который научился овладевать своей праной как в защитных, так и в наступательных целях. Древний ведический кодекс воина подчеркивал важность развития личной энергии, храбрости и самодисциплины, которые основывались на знании и контроле праны и ее ключевых участков в теле.

Мармы были связаны с использованием доспехов для тела, называемых на санскрите «варма», которые были разработаны для защиты этих жизненно важных точек от травм. Первые упоминания о марме в Ригведе говорят об использовании вармы или защитных покрытий для защиты этих марм. Он относится к молитве или мантре, как к лучшей защите (варма) для этих марм, показывая духовный взгляд на использование марм с самого начала. Эта традиция продолжилась как использование мантр в защитных целях.

Великий эпос Махабхарата, в котором встречается Бхагавад-гита Шри Кришны, содержит много ссылок на марму и варму.
В нем упоминаются защитные покрытия для марм слонов и лошадей, а также солдат. В то время великие воины могли использовать свои силы праны и умственной силы (мантры) в качестве боевых инструментов, заряжая стрелы природными силами, такими как огонь или молния. Махабхарата подробно описывает ряд таких встреч между великими воинами, такими как Арджуна и Карна, которых можно было победить, только если их точки мармы были обнажены.

Сегодня эти ведические боевые искусства лучше всего сохранились в Южной Индии, где все еще широко практикуются традиционные боевые искусства, такие как КалариПайат (в Керале) и Калари Пайирчи (в Тамил Наду). Высшая форма боевых искусств называется Марма Ади или Варма Ади, в которой знание марм занимает центральное место. Из этого искусства самообороны возникли Варма Калаи или Варма Чикитса, Марма или Варма терапия. Врачи-специалисты в этой терапии пользовались большим уважением и часто становились королевскими врачами.

Духовные традиции Индии всегда подчеркивали принцип ахимсы — непричинение вреда или ненасилие как основа духовных практик. Монахам не разрешалось использовать оружие для самообороны, поэтому их обучали боевым искусствам для самозащиты без оружия. Буддийский текст «Милиндапанха», диалог между королем Милиндой и монахом Нагасеной, датируемый вторым веком до нашей эры, объясняет самооборону без оружия как одно из девятнадцати монашеских искусств. Такие боевые искусства получили известность, когда буддизм распространился за пределы Индии в Китай, Индонезию и Таиланд, где монахи больше не имели защиты королей, которую они обычно имели в Индии.

Возможно, что традиционная китайская медицина адаптировала аспекты марма-терапии, которая имеет много общего с иглоукалыванием, из Аюрведы и Сиддха-медицины. Бодхидхарма, который в шестом веке традиционно принес в Китай медитацию дзэн и боевые искусства, происходит из знаменитого южно-индийского города Канчипурам, известного центра обучения йогическим дисциплинам и одного из семи священных городов субконтинента.

Тем не менее, какой бы ни была история, мармы и подобные энергетические практики всегда были с нами в той или иной форме и являются неотъемлемой частью медицины нового мира. Сегодня они снова переживают великое возрождение, в век нового интереса к естественному исцелению и традиционной духовности.

Пролистать наверх