Йогические писания показывают, что для нас есть бесконечно больше, чем тело, личность и накопленное имущество. Медитация знакомит нас с тем, что находится за пределами.
В нас скрыт таинственный и мощный инструмент осознания: разум. За последние несколько статей в этой серии ( «Карта медитации для ума и раскрытие бессознательного» ) мы исследовали природу ума в медитации. Говорят, что он выполняет четыре основные функции: манас, буддхи, читта и ахамкара . Краткий обзор первых трех см. В разделе «Анатомия разума» . Здесь мы рассмотрим последнюю функцию: ахамкара — индивидуальное я или эго. Для начала давайте рассмотрим, что мы подразумеваем под самоидентификацией, а затем рассмотрим, как на это влияет медитация.
Кто я?
Когда мы ссылаемся на себя, мы используем такие слова, как «я», «я» и «моё». Эти слова играют несколько ролей. Они регистрируют чувство самоидентификации, отмечают отделение одного человека от другого и указывают на то, что мы обладаем вещами — стремление продвинуться в окружающий мир (это «моя машина»).
Привычное ощущение себя, обеспечиваемое умом в каждый момент, на санскрите обозначено как ахамкара. Этот термин состоит из двух слов: ахам («я») и кара(«создатель» или «деятель»). Ум, как ахамкара, создает «я». Каждое действие провозглашает: «Я делатель» и «Эти действия мои». Таким образом, когда мы используем слово «я», мы подразумеваем идентичность, созданная в самом уме. Ваше «я» — это личность определенного тела, конкретной личности, определенных моделей мышления и конкретной жизни.
Редко мы очень тщательно проверяем нашу личность. Мы просто являемся игроком ролей (родитель, учитель, теннисист) и обладателем качеств (привлекательных, четко сформулированных). Таким образом, когда мы искренне задаем себе вопрос «кто я?», Это может вызвать любопытство и дальнейший вопрос: «Есть ли какой-то аспект меня, который я не рассмотрел? Я не тот, кем я являюсь?
Восприятие, что личность — это нечто меньшее и нечто большее, чем кажется, является парадоксом, лежащим в основе философии йоги. Вспомните этот отрывок из Бхагавад-гиты (6.6), одного из бесчисленных таких отрывков из Священных Писаний о природе идентичности: Для того, чье я было побеждено Я, Я является другом я; но истинно, Я действует враждебно по отношению к я, которое не покоряется.
Переводчики пытались разобраться в неоднозначности вокруг термина «я» (или атман), оставляя ссылки на индивидуальное «я» в нижнем регистре и прописные ссылки на «Я», которое представляет трансцендентную реальность. С другой стороны, мы цепляемся за ограниченное «я» — мы цепляемся за свое эго и за то, с чем оно отождествляет себя. Тем не менее, каждый из нас также является проявлением чего-то более стойкого, чем кажется. Подобно тому, как волна на поверхности океана остается частью обширного подстилающего пространства воды, каждый из нас является частью обширного поля чистого сознания или Самости.
Природа идентичности
Согласно традиции санкхьи , дуалистической школе классической индийской философии, личность каждого человека представляет собой совокупность. Вы — конструкция сознательного Я (субъект или знающий опыт, пуруша ) и бессознательного тела / разума (которое служит одновременно инструментом осознания и объектом опыта, пракрити ). У вас есть тело, но ваше тело — это еще не все. Ты думаешь, но твои мысли тоже не целые. В каждом из нас лежит чистый внутренний свидетель — знающий или сознание.
Ум, действуя как высоко отполированное зеркало, получает свет сознания, отражает его в своей внутренней поверхности и принимает подобие самого сознания. Согласно мудрецу Вьясе, мы воспринимаем наши мысли как «то же самое, что и сознание» из-за их близости к нему.
Этот процесс обозначен уникальным санскритским термином « асмита» , буквально «я есть», подобие истинного осознания. Термин подразумевает ложное чувство идентичности, которое ошибочно. Оно ошибочно, потому что, когда оно отражено в уме, сознание больше не знает себя в своей чистой природе. То, что в остальном безгранично, блаженно и вечно из-за путаницы асмиты, дает уму видимость сознания. Затем через посредство ахамкары разум дает нам ограниченное чувство «я». Пока мы не познаем себя глубоко, мы цепляемся за конечную идентичность, созданную в уме ахамкарой.
К сожалению, в этом много боли. Со временем мы должны научиться реагировать на неприятные реалии жизни, возникающие в результате отождествления с телом: здоровье ненадежно, процесс старения неуклонно движется вперед, а смерть — очевидный процесс.
Предлагает ли жизнь альтернативу страданию, которое приходит с ложной идентификацией? Ответ на этот вопрос лежит в основе йоги. Несмотря на наши глубоко укоренившиеся модели ошибочной идентификации, что-то в жизни зовет нас, шепча, что есть еще что-то, что нужно знать. Это зов медитации.
Я в медитации
Медитация, говорят мудрецы, постепенно рассеивает ложность самоидентификации и раскрывает глубокое и истинное Я. Это требует процесса очищения эго.
В Священных Писаниях рекомендуются две взаимодополняющие стратегии очищения ахамкары во время медитации: во-первых, ослабьте свою хватку на ограниченном «я», обдумывая такие высказывания, как «я не просто тело» или «я не руководствуюсь только мирскими желаниями». Во-вторых, успокойте свой ум в присутствии Бесконечного, фокусируя ум на мантре.
Бхагавадгита (6,25) говорит:
Тихо-тихо да успокоится он стойко обузданным разумом (буддхи); установив сердце в Атмане, ни о чём да не помышляет.
Йога Васиштха (5.59) аналогично утверждает:
Оставь то, что познаваемо — объект. Теперь остается чистое сознание, свободное от сомнений. Я — бесконечное Я, ибо этому Я нет предела. Это красота во всем, это свет всего.
Благодаря реализации этих двух стратегий медитация может привести вас к расширению себя. Постепенно это уменьшает представление о том, что ваше «я» найдет постоянное счастье в любой из ограниченных личностей, которые вы приняли, и позволяет вам доверчиво пребывать в присутствии чистого сознания.
Но, несмотря на поддержку писаний, страх может сохраняться. Вы можете спросить: «Что будет со мной, если я действительно расслаблюсь в медитации? Исчезнет ли «я»? Потерять себя таким, каким я себя представляю?
Фактически, медитация помогает нам понять, что наша истинная идентичность просто не может быть потеряна. Сознание является невозмутимым субъектом осознания, а не его мимолетным объектом. В медитации Я ощущает полноту Я. Беспорядки и ложные идентичности постепенно растворяются, так что может быть восстановление целостности — не потеря, а наполнение вашей идентичности.
Таким образом, сущность медитации — это расширение себя. Это процесс, в котором узкие рамки ограниченной идентичности постепенно преодолеваются в пользу того, что Бхагавад-гита называет «безграничным счастьем» Самости. Медитировать означает пребывать в этой глубокой и радостной природе. Тогда манас, низший ум, находится в фокусе; буддхи осознает свою роль внутреннего наблюдателя; впечатления в читте от предыдущих медитаций появляются для внутренней поддержки; и идентичности, созданные ахамкарой, все больше и больше расслабляются в более высоком чувстве Самости. Это природа медитации — разум, координируемый в стремлении покоиться в собственном Бытии.
Рольф Совик.